История нашего города.  

ДОБРАЯ  ПАМЯТЬ О БРАТЬЯХ  АСМОЛОВЫХ
 
Василий Иванович АСМОЛОВ  (1828 - декабрь 1881)  - основатель ростовской табачной фирмы, стоявшей в ряду самых больших в России.   (подпись под клише) 

За 70 с небольшим лет все мы привыкли именовать ее ДГТФ - Донская государственная табачная фабрика. Это звучит как-то по-советски: безликая аббревиатура закрыла  собою и историческую романтику, и легендарность семьи Асмоловых,  которые были  основателями целой табачной промышленности на Дону. Но слава Асмоловых и добрая память  о них останется в истории еще и потому, что с их именем связано культурное, духовное богатство Ростова. 
 

Вид на старый Ростов с колокольни собора 
на базарной площади. Начало XX века...
ФАБРИКАНТ  ВАСИЛИЙ АСМОЛОВ

 ВАСИЛИЙ АСМОЛОВ родом из Обояни, Курской губернии. По одним сведениям, крестьянин, предположительно не  крепостного "состояния",  по другим - сын разорившегося купца. Начинал погонщиком у коробейников,  которых было много в тех  краях. С ними прошел Южн
ую Россию, был в Польше; в конце концов, осел в Ростове.
Здесь определился по хлебной торговле. За пару лет нажил на маклерских операциях 3 тысячи - и в
мае 1857 г. открыл табачную фабричку на семь человек рабочих. Его познания в табачном деле сводились к тому, что дело это чрезвычайно выгодное.
Как о первотолчке, сам Василий Иванович рассказывал о таком эпизоде. Однажды взял он в лавке четверть фунта табаку. Но принюхался - плохой табак, о чем и сказал лавочнику. Тот молча забрал "четвертку" и бросил на прилавок асмоловский гривенник. Купец не
навязывался с товаром - это могло значить лишь одно: товар у него не залежится, даже такого сомнительного качества. Товар прибыльный.
С мая по декабрь 1857 г. асмоловская фабрика переработала 600 пудов табака. Дело просило расширения. Василий Иванович нашел знающего компаньона - Г.И.Шушпанова, оставил на него производство, а сам, с партией товара, двинулся в наступление на Москву.

Покорил он Белокаменную на редкость скоро. Конкурентами были только иностранцы.
Налаживалась регулярная транспортировка из Ростова по Дону и Волге.
В 1860 г. фабрика переработала уже 5 тыс. пудов табака. В 1861 г. асмоловский товар удостоился похвального листа на Петербургской выставке.
Асмоловские табаки курили в Привисленском крае, в Прибалтийских губерниях, в Сибири. Василий Иванович отказался от посредников - перешел к закупке сырья прямо у турецких и
молдавских плантаторов. Причем закупал про запас, с тем, чтобы в случае неурожая на табак
выдержать два-три года без повышения цен и без снижения качества
С 1873 по 1880 гг. производство выросло более чем вдвое. К табаку прибавились папиросы - начинается слава знаменитых "асмоловских".

В 1865 г. товар Асмолова получил серебряную медаль на Московской выставке. В 1873 г. - медаль на Венской выставке. В 1876 г. - медаль на Филадельфийской, в 1878 г. - медаль на Парижской выставках. В 1881 г. фирма получила две золотые медали от Европейско
го общества торговли и промышленности. И в том же году выплатила таможенного тарифа на 150 тыс. рублей золотом: призовые медали работали, как мощная реклама, подымая у европейских курильщиков интерес к асмоловской продукции.

К сожалению, в 1881 г. Василий Иванович Асмолов скоропостижно умер. Это случилось в Петербурге. Тело Асмолова сопровождали министр финансов С.А. Трейг? и заместитель министра И.Н.Дурново. В Ростове траурный поезд был встречен духовенством и купечеством.
На похоронах прозвучали, среди прочих, и слова благодарности покойному за заботу о фабричных.

Владимир Иванович АСМОЛОВ- брат Василия Ивановича,  владелец фирмы с 1881 г.по август 1912 г.
(подпись под клише

Дело Василия Ивановича продолжил его брат ВЛАДИМИР АСМОЛОВ. Как табачный фабрикант, он искусно, широко хозяйствовал, умножая свои капиталы, давая работу тысячам людей, развивая экономику города, края, страны. Асмоловская  табачная фабрика, основанная в 1
857 г., вскоре была преобразована в негласное товарищество "В.И. Асмолов и К°" (с участием Г.И.Шушпанова). Владимир Иванович был человек образованный, но, как и брат, сметлив и предприимчив. Внешне был худощав и обликом больше напоминал земского врача. О
н начинает переоснащать фабрику современными машинами, увеличивает выпуск продукции (годовая производительность составила 60 млн.шт.  папирос и 80 тысяч пудов табака), создает новые производства, число рабочих достигает полутора  тысяч человек. За коротк
ое время удваивается капитал - годовой оборот возрос до 5 млн. рублей.

Табаки русские, кавказские,  турецкие - только для продукции высшего сорта. В Ростове были специальные склады,  и крупные фабрики ими не пользовались, - складированный табак скоро портится.
Сразу по поступлении табак пересортировывали под надзором сведущего человека. Распределенный по сортам, он шел на столы для крошки. Высшие сорта крошились исключительно вручную - машина резала слишком однообразно, к тому же табак от большого давления гре
лся и портился. Крошеный табак поступал к набойщикам. Эта работа требовала навыка, глазомера; набойщик должен был быстро развешивать табак на фунты и "четвертки" и упаковывать в обвертки. Последними в этой технологической цепочке были бандерольщики, кото
рые наклеивали бандероли (ярлыки).
К 1914 году в "империю" Асмолова уже входят и табачная фабрика братьев Асланиди, купленная за 30 тысяч рублей серебром, и фабрика Кушнарева

ВЛАДИМИР АСМОЛОВ - МЕЦЕНАТ

Вскоре Владимира Асмолова выбирают депутатом городской Думы. Он строит грандиозные планы благоустройства Ростова. Как гражданин Ростова, много занимался общественной деятельностью, всю жизнь щедро благотворительствовал. Если подсчитать розданные им по ра
зличным поводам деньги, получится сумма в сотни тысяч рублей.
Впрочем, это было характерно для ростовских и вообще российских капиталистов. Работу они спрашивали, с рабочими не миндальничали, считать умели, но немалую часть прибавочного продукта возвращали в форме благотворительности и меценатства.

Ростов обязан Асмолову многим, если говорить о вкладе в культурно-социальную сферу. В дар городу была построена больничная палата. Когда сооружалось здание музея и библиотеки на Кузнечной (Пушкинской) улице, Асмолов, возглавлявший строительную комиссию,
предложил "для усиления музейного фонда" немного повысить цену билетов у него в театре. Собрать все же удалось только 16.595 руб. 37 коп. Тогда Асмолов доложил недостающие по смете 15.283 руб. 49 коп. - из своего кармана. Построил он и ростовский циклодр
ом - велодром в районе нынешнего Первомайского сада.Объявление от 6/ 19/7 1902 г.: "Завтра на циклодроме В.И. Асмолова состоятся велосипедные гонки и состязания учеников атлетико-гимнастической школы г. Линдберга - в борьбе, поднятии тяжестей и различных
 гимнастических упражнениях". Проводились здесь и совсем экзотические соревнования на скорость велосипедистов с беговыми лошадьми.
5-го или 6-го ноября ( по старому стилю) 1905 г.  на циклодроме митинговали бастовавшие табачники, тысяч до пяти народу.
Градостроительство Владимира Асмолова этим не ограничивается. Он строит больницу, богадельню, два клуба для табачников.
Но в 20-е годы все, построенное Асмоловыми, было уничтожено.

АСМОЛОВСКИЙ ТЕАТР

В 1882 году  Асмолов получает разрешение "выстроить концертное зало" по Таганрогскому (ныне Буденновскому) проспекту, между Большой Садовой и Кузнецкой (ныне Пушкинской) улицами. Обойдя монополистов-конкурентов - наследников купца К.М.Гайрабетова, совлад
ельцев дряхлого деревянного театра неподалеку, - с асмоловской фирменной хваткой  он взялся за работу. Для осуществления проекта Асмолов приглашает академика В.О. Шервуда (автора проекта Исторического музея па Красной площади).
19 октября 1883 г. в Асмоловском театре в первый раз открылся занавес.
А в последний раз это произошло в 1920 г. Театр получил очень театральное имя наркома просвещения Луначарского - и не пережил, сгорел.

За 38 лет Асмоловский театр вывел  новую человеческую особь - ростовца-театрала, размножил его до такой численности, что стало возможно говорить о ростовской театральной публике, сделал Ростов театральным городом. Он занимался этим не в одиночку - вместе
 с ним работали другие сцены, но в исторической ретроспективе, в анфиладе спектаклей, ролей, имен отчетливо видна лидирующая роль Асмоловского театра.

Во-первых, он начал раньше. В городском саду "Аркадия" рампа засветилась только через 12 лет, в Нахичевани - через 16 лет, на Новом поселении - через 19 лет, Машонкинский театр открылся лишь за 2 года до 25-летия Асмоловского.
Во-вторых, он долгое время был самым вместительным. Он пропускал больше народа, чем другие театры, и его зрителя среди ростовских театралов было большинство. Даже когда появились еще залы такой же вместимости (около тысячи мест) Асмоловский остался среди
 равных - первым.
Ну и, в-третьих, эта сверкающая цепочка талантов, эта блестящая театральная галерея, сквозь которую почти 40 лет Асмоловский вел ростовцев, уча их прекрасному и человеческому. Были, конечно, темные промежутки - слабые труппы, пьесы на потребу, бесцветные
 постановки. Но все-таки, когда охватываешь разом эти четыре десятилетия культурной работы, видишь алмазно сияющую магистраль.
"Ревизор", "Свадьба Кречинского", "Горе от ума", "Без вины виноватые", "Привидения", "Преступление и наказание", "Царь Федор Иоаннович", "Плоды просвещения", "Гамлет",  "Мещане", "На дне", "Дачники", "Живой труп", "Дворянское гнездо", "Камо грядеши", "Ча
йка", "Вишневый сад", "Три сестры", "Орленок"... И снова Гоголь, снова Грибоедов, Островский, Чехов. Можно написать целую книгу о постановках одного только "Ревизора" в Асмоловском с 1883 г. - до 1917- го!..

Фактически вся русская драматическая (и оперная) классика прошла перед очами Ростова на сцене Асмоловского театра. Вся русская - и много европейской, мировой. И какие мастера ставили эту классику, играли ее! Н.Н.Синельников, Н.И.Собольщиков-Самарин, К.А.
Марджанов, Рощин-Инсаров, М.Блюменталь-Тамарина, С.Кузнецов, В.Далматов, Орлов-Чужбинин, П.Вульф, М.Юрьева, Н.Васильев, П.Муромцев...
Уже неотъемлемой частью города сделалось нарядное здание в самой низине Таганрогского проспекта. По внешнему виду оно варьировало эклектический стиль, захвативший тогда Россию; много строили в этом стиле и в Ростове. Асмоловскнй театр имел трехъярусный ф
асад, увенчанный двумя декоративными шатровыми башнями. Праздничность, веселость ему придавала прихотливая композиция на фасаде проемов разного вида, многочисленных кокошников, наличников, розеток, кронштейнов, вставок.
Очень к лицу театру был навес над парадным подъездом на фигурных чугунных устоях. Они вообще украшали город, эти навесы, ныне повсеместно сломанные, даже там, где здание сохранилось. Помимо непосредственно практической цели - дать укрытие людям в дождь и
 снег, они подчеркивали парадность входа, делали внешность дома завершенной, цельной, уравновешенной. Без них домам явно чего-то не хватает, это чувствуешь, даже если не держал в руках старых фотографий.

Много всего повидал на своем веку Асмоловский театр "...Огромнейшее по тому времени здание...", - вспоминал в 1907 г. историк Ростова 80-е годы XIX века, но нынешние историки говорят об Асмоловском как о вообще "самом крупном театральном здании дореволюц
ионного Ростова". Машонкинский театр вмещал 1300 зрителей, Асмоловскнй - около тысячи, но  сложившаяся репутация, так же как удачная планировка зала, сцены, просторного фойе, привлекали в -Асмоловский театр устроителей всякого рода торжеств, и митингов,
и демонстраций. Тут и листовки сыпали на спектакле с балкона "Да здравствует Максим Горький!", "Долой самодержавие!". Тут и казачьи трехдюймовки выкатывали в девятьсот пятом средь улицы, напротив парадного, когда полицмейстеру все не удавалось закрыть ра
згоревшийся в театре митинг.

Владимир Иванович Асмолов по-разному относился к этому своему детищу. Вначале,
видимо, любил очень, даже сам антрепризу держал однажды - в сезоне 1886-1887
 года (малоудачно, правда). С возрастом, устав от дел и болезней, пресытясь
 богатой трудом и праздниками жизнью, поостыл и к театру. К десятому году
нашего века он продал театр известному ростовскому адвокату Волкенштейну и не
менее известному предпринимателю Файну. Но навсегда, навсегда Асмоловский
остался Асмоловским.

Постепенно Владимир Асмолов уходит и от табачных дел, уступив свой синдикат
Ростовскому купеческому банку. Нахлынувшие ветры революции выбросили его без
средств к существованию на берег Франции, где ему приходится пойти работать
кочегаром. Умер заводчик и меценат Владимир Асмолов в полной безвестности и
нищете.Дети Василия и Владимира Асмоловых дела отцов своих приумножить не
успели, помещала революция, но и они оставили след в истории Дона.
Наиболее заметной фигурой из второго поколения Асмоловых был Василий
Владимирович, возглавлявший до революции Ростовский союз журналистов.
 

 Ирина Мицкевич
В подготовке материала были использованы статьи
"Энциклопедии старого Ростова" историка  Владимира Сидорова.