"Чем быстрее - тем лучше"
Так можно сформулировать жизненный принцип Маши Дубовер, которая закончила школу в 15 лет. Меня это заинтересовало, потому что меня выпустили из учебного заведения, как и положено в 17 лет. Все время у меня уходило на занятия, очень редко я могла позволить себе погулять.
Корр.: Маша, как тебя это удалось?
М.Д.: Экстерном может сдать любой человек. По одним предметам у меня постоянно шли отличные оценки, а по другим (физика, математика, химия) меня вытягивали. Я не собиралась связывать будущую профессию с техническими науками. По этим предметам я занималась с репетиторами. Остальное я сдавала каждому преподавателю отдельно раз в неделю.
Корр.: Где такая система?
М.Д.: В школе №102.
Корр.: Т.е. обычная средняя школа?
М.Д.: Это школа с экстернатом.
Вот что мне поведала машина мама Наталья Давидовна Дубовер:
Н.Д.Д.: Объяснение материала обычно делится на три уровня. Первый уровень для сильных учащихся. Они поняли, но продолжают слушать, пока не поймут слабые дети, которым уже объясняется просто, досконально, вычленяя самое главное. Много времени уходит на установление дисциплины. Когда Маша стала работать с учителем один на один, не стало вопроса о дисциплине, не было трехуровневого объяснения: она достаточно быстро усваивала материал, а в школе сидела в бездействии все остальное время, кроме того, не было опросов других учащихся.
Корр.: Целесообразнее уменьшать классы…
Н.Д.Д.: Я это сделала, но Маша не попала в мои классы. Я вместе с Машей пошла в школу. Она ученицей первого класса, а я заместителем директора по науке. Когда я создала свою методику, Маша уже была в пятом классе.
Корр.: А младшие ваши дети?
Н.Д.Д.: Младшие учатся у меня. У среднего в классе 9 человек, здесь у меня уже нет необходимости выводить его на систему экстерната, потому что эта система с одной стороны, интересна и хороша, а с другой стороны это жизнь вне коллектива. Маша всегда находила себе коллектив, как только заканчивала занятия. Уроки заканчивались в 2 часа дня, причем домашнего задания ей не задавали: она успевала в первой половине дня все сделать. А другие дети могут не найти себе компанию.
Корр.: То есть система экстерната не универсальна?
Н.Д.Д.: Да, для кого-то хороша, для кого-то нет. Мы просто видели, что учеба в школе Машу расхолаживает. Учителя говорили, что первые 15 минут она слушает внимательно, а потом, не реализуя свои возможности, отвлекается (вечно книга на коленках). Она часто не делала домашних заданий, например, не учила тем по иностранному языку, стихов, потому что фамилия на букву "Д" и когда спрашивали одно и тоже нескольких учеников до нее, она это выучивала. Если есть такие способности - их надо использовать. В университете она бы так хорошо не училась, я уверена. За 10-11 класс отвыкла бы от серьезной работы.
(надо отметить, что Маша закончила первый семестр на отлично).
Корр.: В университет она поступила в 17 лет, не забыла ли она за эти два года все, чему ее учили в школе?
Н.Д.Д.: За это время она посетила подкурсы трех факультетов: исторического полностью; философского, отделение культурологии и филологического, отделение международной журналистики.
Корр.: Почему Маша не сразу поступила в Университет, а пошла работать к вам в школу?
Н.Д.Д.: Выбор факультета еще был преждевременным. Мы не хотели подсказывать. Человек в 11 классе не всегда может адекватно выбрать. Он весь в горячке после выпускных экзаменов. А этот выбор на всю жизнь, все равно, что выбирать мужа. Здесь очень силен элемент случайности или подсказка взрослых.
Корр.: А почему она пошла именно в школу работать?
Н.Д.Д.: Маша всегда была участником моих школьных дел, первым читателем моих трудов для школы, я на ней проверила новые методики. Она увлеклась всем этим, ей очень хотелось стать учителем начальной школы. Маша стала ассистентом учителя, организатором внеклассных мероприятий. Ее даже родители учеников на полном серьезе называли Марией Анатольевной.
Корр.: Маша, сколько тебе платили за твою работу?
М.Д.: Да, около 300 тысяч в месяц.
Корр.: Собираешься вернуться в педагогику после окончания университета?
М.Д.: Не знаю, вообще-то хочу быть лингвистом. Возможно, буду преподавателем иностранного языка. Я знаю по чуть-чуть 4 иностранных языка: английский, французский, иврит и испанский. Мне бы хотелось довести это до какого-то логического конца. Также увлекаюсь этимологией. Мне хочется создать новый многоязычный словарь романо-германского сленга; мне интересно, как слово из английского переходит во французский, потом, допустим, в русский и возвращается в английский.
А преподавание? С маленькими детьми я сейчас занимаюсь творческим развитием. Курс называется: "Я покажу тебе мир". Приходит мама с ребенком и говорит, что он знает это, это и это, но он не понимает, зачем ему эти знания нужны. Моя задача дать ребенку ключ к этому миру, показать, что он прекрасен, интересен.
Это еще не все, что Маша успела за "лишние" два года. Она выиграла международный конкурс игровых методик, устроенный игротехниками из Америки, Израиля и Германии.
Ну что, мамы, папы, учителя, до боли знакомый портрет вашего ребенка? В каждом классе есть такой возмутитель спокойствия, а то и не один. Не дешевле ли будет для всех перевести таких нарушителей дисциплины на систему экстерната? Есть и другой выход. В одном из следующих номеров я подробнее расскажу о школе №102 и новой методике Н. Д. Дубовер
Александра Скрипниченко