ОБЩЕСТВО
Виктория Смеюха,
аспирантка кафедры теории и практики
журналистики РГУ

Образ идеальной женщины: каким его представляли в России 100 и 200 лет назад

се началось с того, что Адам преклонил свои колени перед красотой Евы. И поэты стали восхвалять божественность и неземную лучезарность своих современниц, а художники останавливали мгновения красоты, воссоздавая на холстах лики общепризнанных красавиц. Под неслышимый, но зримый шаг, переходящий в бег, времени меняли облик страны и города, правители и народы. Давно канули в лету имена покорительниц мужских сердец, которые, словно молитву, повторяли влюбленные и очарованные рыцари, забылись секреты, якобы дарующие вечную молодость, а значит, и это магическое состояние красоты, которое менялось вместе с культурой, традициями, модой. Неизменным оставалось одно - непреодолимое желание женщины быть красивой той красотой, какая признана обществом. И, дабы помочь своим соотечественницам, благовидное человечество, в лице его мужской половины, осчастливило их, подарив один из результатов технического прогресса - журнал для женщин, чтобы любимые листали его на досуге и хорошели.
          С тех пор в реке жизни утекло немало воды, а покрытые пылью времен журналы пережили своих читательниц и благополучно сохранились до наших дней, благодаря чему мы имеем еще одну возможность оценить по достоинству женскую красоту, вернувшись к ее идеалам различных лет, и убедиться, действительно ли, эталоном красоты и женственности были только физические данные.
          В России первые журналы "для дам" появились более двухсот лет назад. Они адресовывались женам и дочерям высокопоставленных чиновников. Издатели с большим уважением относились к своим читательницам и уже в обращении давали им высокую оценку. Издатель первого женского журнала "Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета" (1779 г.) видел в них только "прекрасный пол", авторы "Журнала для милых" (1804 г.) - "богоподобные создания", в "Кабинете Аспазии" (1815 г.) о читательницах писали как о "первом украшении государств просвещенных", в журнале "Лучи" (1855 г.) - как о воплощении небесного в земном и т.д. Надо сразу оговориться, что первые журналы для женщин были литературными, в них помещались стихи, баллады, элегии, эпиграммы, повести. Невысокий уровень полиграфии еще не позволял заполнить страницы многочисленными иллюстрациями, тем не менее отдельные литографии в некоторых журналах дают нам представление о внешней красоте, утопающей в творениях модельеров и дополненной фонтанами из волос, что отвлекало от других достопримечательностей. Все остальные лики совершенства перечислялись в произведениях журналов.
          "Модное ежемесячное издание" отдавало предпочтение красоте душевной:

… сказка учит нас, что мы себя теряем,
Коль нам премудрости невнятен будет глас,
И прелестьми пленясь на душу не взираем

          Потому идеал женщины здесь выглядел как "прелестная простота" с многочисленными добродетелями: честью, добротой, уважением к окружающим, патриотизмом. Журнал проповедовал принцип творения добра и чувства меры, соблюдения морали и нравственности, что может сделать женщину по настоящему привлекательной, так как физическая красота быстро увядает:

Красавицам смешно, старуха коль ворчит:
Не смейтесь! Время вас ко старости примчит.
Все то, что мило в вас, прелестно и приятно,
Исчезнет, пропадет и будет невозвратно.

          "Журнал для милых" же, наоборот, поощрял все женские "слабости": хитрость, коварство, не вдаваясь в морализаторство, восхвалял единственное женское достоинство - красоту, совмещающую в себе "палату прелестей одних". Все заботы женщины связывались с любовными переживаниями, и, чтобы уберечь читательниц от стрессовых состояний, журнал дал шуточный совет: "Страдания души по ровной части с сердечным чувствованием истереть на плите нелицемерности и смоча надеждою сделать пилюли в три золотника, принимать каждую минуту и запивать терпением". Таким образом, со страниц "Журнала для милых" представала спокойная хладнокровная красавица, забавляющая себя сентиментальным чтением и любовными мечтаниями.
          В "Кабинете Аспазии" выделялись три составные черты идеала: добродетель, дружба и любовь.
          Обложку "Дамского журнала" (1823 г.) украшало изображение женщины, находящейся в окружении ангелов, читающих ей, играющих на лире, причесывающих ее волосы, держащих зеркало перед ее глазами и т.д., так и женские журналы видели свою цель в оказании удовольствия своей читательнице, потому в них отсутствовали навязчивые наставления и рекомендации, призывающие изменить облик: "Наслаждаешься жизнью без вреда другим и себе, есть всем общее желание", - писал "Кабинет Аспазии". И к удовольствию читательниц публиковались амурные стихотворения, любовные повести и романы, затем к ним добавились описания путешествий.
          На различные вкусы светских модниц выходили журналы мод, как правило с последними новинками из вечной столицы моды - Парижа. Для домохозяек и рукодельниц - многочисленные журналы по домоводству. Издатели настолько заботились об увеличении числа своих подписчиц, что постоянным читательницам высылали всевозможные подарки - домашние энциклопедии, платки, броши и т.д. Здесь, действительно, можно было найти немало изображений красавиц и светов красоты, у женщин эти журналы пользовались огромной популярностью. Отечественные же публицисты и журналисты нередко подвергали их критике, исходя из того, что все, подвластное моде быстро меняется и забывается:
          "… русская земля положительно наводняется журналами мод во всевозможных форматах, с различными направлениями и всевозможными приманками для доверчивой публики … кому нужны все эти журналы, кто их выписывает, неужели же наше общество не интересуется другими более серьезными вопросами, за исключением мод, и не превратится ли в скором времени вся наша журналистика в одни только журналы мод?" - проявлял беспокойство "Женский вестник". А интеллигенция все чаще обращала внимание общественности на то, что из светских барышень, озабоченных нарядами, танцами и кокетством, в быту получаются плохие хозяйки и матери, потому надлежало немедленно изменить отношение к женщине.
          Во второй половине XIX в. журналы все чаще стали помещать очерки о женщинах известных и знаменитых, таких как Жанна Дарк, императрица Екатерина II, графиня Екатерина Дашкова. Но исторических личностей среди женщин насчитывалось так мало, что издания заняли позицию воспитания женщины, изменения взглядов на ее образование, обучения элементарным знаниям, введения читательниц в сферу интересов общества.
          Женские журналы вступили в спор с противниками женского творчества и труда вне дома. "Мужчина взял себе все: и гражданскую деятельность, и науку и литературу, и искусство, мужчина не отказывается и от своей доли семейного счастья, а женщина должна довольствоваться тем, что ей оставлено," - писал журнал "Рассвет" (1959 г.), в котором, между прочим, начался творческий путь известного русского критика Д.Писарева, создавшего немало статей о русской женщине: "Наши матери занимаются маринованием грибов … Да и что им делать, когда они ничего лучшего не знают? Наши девушки кокетничают, потому что никто не умеет шевельнуть как следует их ума". В защиту женщины выступила русская интеллигенция, а такие известные личности как историк М.Семевский, идеологи народнического течения, социолог и публицист Т.Лавров, публицист и литературный критик П.Ткачев сотрудничали с женскими журналами, отстаивая права женщин на образование и труд.
          "Большинство же из [женщин], ничего не знающие, не приученные ни к какому труду существа, остаются тягостным бременем в семье и, если им посчастливилось выйти замуж, оканчивают печально и бесцельно свое жалкое существование. Разврат, нищенство или богадельня ждет их в будущем," - столь печальный прогноз делал "Женский вестник" (1867 г.) на тот случай, если общество не станет воспринимать женщину как полноценную личность.
          Прошло время, и журнал "Друг женщин" (1882 г.) уже видел своих читательниц среди женщин образованных.
          С большой радостью издания начали сообщать о новостях в женском образовании, труде, благотворительной, общественной, деятельности:
          "Высочайшим повелением разрешено допускать женщин - телеграфисток к исполнению обязанностей по почтовой части. Этим открываются женщине двери к труду".
          "По инициативе нескольких лиц, принадлежащих к высшему обществу, в Петербурге организуется новое благотворительной общество "вспомоществования девицам, вступающим в замужество".
          "Учредительницами образовавшегося в Петербурге общества женского спорта на рождественских праздниках текущего года предполагается устроить несколько дамских состязаний не верховой езде по Неве".
          "Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге … с каждым годом дают большее число русских ученых женщин, из которых некоторые выдаются особенно своей ученостью и необыкновенными способностями и дарованием, так что они оставляются при курсах в качестве приват-доцентов, или вернее профессоров"
("Новый русский базар", 1885 г.)
          Журналы поддерживали образ самостоятельной женщины, способной учиться и употребить знания в собственном деле. Таких женщин во второй половине 19 в. уже было немало. Некоторые сами открывали женские журналы. Так журнал "Лучи" принадлежал А.О.Ишимовой, которой еще в 1837 г. А.С.Пушкин предложил сотрудничать в "Современнике". София Мей основала "Модный магазин", давший ей "возможность поправить стесненные обстоятельства". Адель Гоппе продолжила редактировать после смерти мужа "Модный свет и модный магазин", "Новый русский базар" и открыла собственные журналы "Модистка", "Парижская мода".
          Как видим, женская красота понятие относительное, и сами женские журналы, прямое назначение которых, состоит в сочинении гимнов в ее честь и обучению ее продлению, беспокоились о душевном состоянии женщины, ее творческом мире, будь то светская дама конца 18 в., или интеллигентка конца 19 в.

Назад

Свобода совести в современных условиях [А.Фролова]


№ 12 [18] 21 июня 1999 г. Вернуться в содержание