Алексей Гарматин

Девятые врата

одготовка к третьему миллениуму заставляет режиссеров творить все больше в мистико-аппокалиптическом ключе: "Конец света", "Воскрешая мертвецов", "Ведьма из Блэр: курсовая с того света", "Призрак дома на холме" и др. Но сюжеты про чернокнижников и сатанистов уже давно исчерпаны, все ходы известны. Каждый здравомыслящий человек понимает, что смена трех девяток на три нуля может привести лишь к компьютерным проблемам, а все возможные эксессы уже рассписаны на столетие вперед и необходимые пути решения ищутся (а скорее-всего уже найдены).
          Найти завязку в прошлом сегодня куда легче, чем пройтись по суровой, набившей оскомину действительности. Вот и режиссер Роман Полански ищет и находит идею фильма в XVII веке: инквизиция, средневековье, мистика, сатанизм создают достаточно яркий фон для "Девятых врат". Сюжет безусловно романистический - фильм снят по бестселлеру Артуро Перес-Реверте "El club Dumas" (самого переводимого в США испанского писателя). Однозначно, американцы - не самая читающая нация в мире, но ненавязчивые экранизации у них имеют куда больший успех, чем у наших зрителей, с детства подкованных в азах филологии.
          Книга - единственная вещь, которая может быть оценена свыше золота в следующем веке или же навсегда забыта в шквале кибер-текстов. Но каждой книге - своя цена, от привычной до четырех тысяч долларов за прижизненное издание "Дон Кихота" Сервантеса, которые неглядя отстегивает Дин Корсо (Джонни Депп). Главный герой - специалист по редким, раритетным книгам, большой ценитель и специалист, хотя и не лишенный страсти к "золотому тельцу". Его работа требует крепких нервов, эрудиции, уверенности. Не обходится и без бессонных ночей, но это лишь экспозиция - судьба подготовила Корсо работу намного искушеннее. Профессор, любитель оккультных наук Борис Болкан (Фрэнк Ланджелла) нанимает Корсо для того, чтобы сравнить три сохранившиеся книги "Девятые врата" (лат. -"La Neuvieme Porte"). Ее написал в XVII веке некий сатанист Торкиа, которого сожгли на костре, так как подозревали, что книгу он создавал в соавторстве с самим Дьволом: действительно три из девяти эстампов в каждом экземпляре подписаны "ЛЦФ". Тому, кто соберет все изображения, нарисованные Сатаной, откроются Девятые врата, ведущие в мир призраков, мир вечного могущества. Путешествуя из Нью-Йорка в Толедо, из Парижа в Цинтру, Корсо погружается в пучину ловушек и страстей, таинственных встреч и непредсказуемых убийств. Хотя сюжет довольно легко предсказуем: режиссер не утруждает зрителя и подбрасывает ему иногда слишком много подсказок. Полански здесь отходит от традиционных канонов триллера, внося элемент иронии. Смешно смотреть, как Корсо поддается чарам своей соперницы Лианы Телфер (Лена Олин) и падает в ее обьятия после первого же поцелуя. Или другая сцена: на фоне горящего священным огнем Болкана под трагическую музыку пытается выбраться (при этом строя умозрительные рожи), застрявший в прогнивших досках Корсо.
          Не совсем понятно и гуманистическое стремление материалистичного Корсо остановить богоборчество Болкана. Его работа оплачена сполна, любовной же интригой здесь и не пахнет. Зеленоглазый ангел хранитель героя (Эммануэль Сенье) хоть и сливается с Корсо в финальном экстазе, то только лишь в кульминационный момент для акцентирования внимания на немногословной развязке.
          Если логику вещей проследить подчас и трудно, то насладиться видеорядом очень приятно - с картиной работал оператор Дариус Хонджи, снимавший "Ускользающую красоту" для Бертолуччи и "Семь" для Финчера. Столь профессиональную работу можно по-достоинству оценить лишь на Большом экране. Красивое сочетание музыки и фильма можно отнести на счет польского композитора Войцеха Килара, сочинившего, оркестрировавшего и продюссировавшего саундтрэк к "Девятым вратам".
          Режиссер - безусловный мэтр в создании фильмов в жанре "хоррор", взять к примеру "Ребенок Розмари", он также является оскароносцем за фильм "Чайнатаун". Сам Роман Полански оценивает "Девятые врата" как что-то среднее между этими двумя работами. После пятилетнего перерыва его новый фильм представляет собой тоже что-то среднее между мистическим триллером и красивым книжным романом. В конце концов расставить все точки над i помогают искуссные спецэффекты, изысканные пейзажи Парижа, Толедо и тонкая игра актерского состава (в том числе и Джонни Деппа).

Фильм "Девятые врата" идет в к/т "Ростов" с 4 по 21 февраля. Сеансы: 14:00, 16:30, 19:00 (будние дни); 14:00, 16:30, 19:00 (выходные дни).


к/т "РОССИЯ"
4.02-20.02"Бриллиантовый полицейский"
21.02-6.03"Клевый парень"
7.03-20.03"Матрица"
к/т "РОСТОВ"
4.02-21.02 "Девятые врата"
22.02-3.03"Биовульф"
к/т "БУРЕВЕСТНИК"
4.02-17.02"Ужин с придурком"
18.02-2.03"От заката до рассвета"
3.03-16.03"Такси"
17.03-30.03"Коррупционер"
к/т "ЮБИЛЕЙНЫЙ"
8.02-21.02"Остин Пауэрс: шпион, который всех соблазнил"
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
© Гарматин Алексей Вернуться в содержание Вверх страницы
На титульный лист
Следующий материал