|
Галина Чевозерова,
ст. преподаватель Тольяттинского госуниверситета,
г. Тольятти
|
|
Философский аспект концепции духовно-нравственного развития молодёжи
Не та мать, что родила, А та, что воспитала.
Народная мудрость
аличие развитого сознания выделяет человека из окружающего мира органической природы, частью которой он является. Сознание - это некая целостность, состоящая из двух частей. Одна представляет собой сферу чувственного восприятия внешнего и внутреннего мира. Другая - мыслительный (логический) процесс. Мыслительно-чувственную деятельность человека называют духовной деятельностью.
Но сознание не противостоит материальному миру, а лишь отражает, осмысливает и переосмысливает (то есть мысленно преобразует) его. Поэтому и духовная деятельность никоим образом не противостоит практической. Следовательно, и духовные потребности человека не противостоят его материальным потребностям, как иногда ошибочно считают.
Необоснованное противопоставление этих фундаментальных понятий постоянно ставит человека перед странным выбором: какому виду потребностей отдать предпочтение? Но подсознательно каждый ощущает невозможность разорвать тесно переплетенные между собой понятия: разве можно жить, совершенно не думая, или думать, совершенно не живя? Это все равно, что заставить человека выбирать: жить ему с головой, но без рук и без ног или с руками и ногами, но без головы. Объективный порядок взаимоотношений человека с окружающим миром исключает возможность такого противопоставления.
Действительно, любое взаимодействие индивидуума с окружающим миром начинается с того, что его мозг через органы чувств и нервные каналы получает какую-то информацию о мире. Далее с нижнего чувственного уровня эта информация поступает в нижний мыслительный (логический) уровень, где происходит идентификация полученных реакций и образов с ранее известными, то есть человек определяет, с каким явлением он имеет дело. В результате на нижнем уровне сознания происходит восприятие внешнего мира.
Потом мозг посылает эту полученную картину на верхний уровень сознания, где она оценивается и преобразовывается в соответствии с представлениями, особенностями чувственного опыта человека, а также его потребностями и потребностями окружающей среды. Благодаря чувственно-мыслительным процессам этого уровня сознания анализируется уже не внешний, а внутренний мир субъекта. А затем у него формируется соответствующая эмоциональная реакция на полученную сознанием картину. Эта реакция и мотивирует дальнейшие практические действия человека. Как видим, никакое телодвижение и уж тем более поступок, практическая деятельность просто невозможны без предварительной духовной деятельности.
Материальный мир как результат практической (рукотворной) деятельности возникает и в дальнейшем преобразуется согласно идеальному образу (умственному плану), рожденному первоначально в сознании человека. Очевидно, что понятия "духовный" и "материальный" не противоположны по своей сути, они - последовательно взаимосвязанные явления единого мира, единого процесса. Противопоставлению подлежат не сами явления, а их разные состояния в рамках одного и того же явления. Например, концентрированное состояние - духовность противоположно диссипированному (распыленному) состоянию - бездуховности, также как концентрированное - "наличие" противоположно диссипированному - "отсутствию".
Когда, например, духовная деятельность конкретного индивида близка к нулю, то есть осмысление отсутствует как таковое (диссипированное состояние духовности), то мы имеем дело с так называемыми инстинктивными действиями, мотивировку которых содержит неосознаваемая генетическая память. За человека как бы уже подумала природа.
У каждого индивида, как известно, имеется три инстинкта, которые рождаются вместе с ним, и потому называются его жизненными (витальными) потребностями: голод, страх и секс. Деятельность на уровне этих инстинктов с некоторым допущением можно назвать бездуховной, то есть неосознанной. Она свойственна не только человеку, но всему живому миру, и потому называется жизнью на биологическом уровне, а иногда более грубо-звериной. Жизнь в современном цивилизованном человеческом обществе на биологическом уровне невозможна, так как рано или поздно такой индивид будет отторгнут людьми как неуправляемый, а, следовательно, непредсказуемый и опасный субъект.
Не примет сообщество и субъекта, если бы таковой вдруг нашелся, всецело погруженного в чисто духовную деятельность (концентрированное состояние духовности), поскольку его абсолютная сосредоточенность на своих внутренних мыслительных процессах для общества незначима, неосязаема и бесполезна. Концентрированное и диссипированное состояния духовности - есть два противоположных, предельных состояния, представляющих собой как бы крайние границы жизни духовного. Но при этом само явление духовного в целом остается не противоположной, а предшествующей стадией явления материального.
Итак, говоря о духовно-нравственном развитии, мы фактически ставим задачу увеличения роли умственных (мыслительно-чувственных) процессов в каждом конкретном практическом действии до того оптимального уровня, который обеспечивает получение желаемого практического результата при минимальном уровне всяческих затрат.
При этом понятие духовный определяем как обладающий сознанием (мышлением и чувственными способностями), которое формирует внутреннюю моральную (нравственную) силу, побуждающую к деятельности и определяющую поведение.
А понятие нравственный понимаем как руководствующийся сформированными индивидуальным и общественным сознанием правилами, определяющими такое поведение человека в окружающей среде, которое обеспечивает благоприятный результат для него, общества и самой окружающей среды.
То есть нас как цель интересует та духовность, границы которой определяет нравственность. Нас интересует не бесплодная духовность, не идущая дальше внутренних переживаний, а та духовность, которая непременно приводит к нравственному поведению, порождающему рост материальных благ, эстетизацию бытия, на основе чего и будет происходить дальнейшее развитие духовности. Состояния, которые получили в обществе названия принципиального нищенства и бездуховного богатства следует рассматривать как крайние, неприемлемые для жизни.
Необходимо также несколько слов сказать о таком понятии как развитие. Развитие - это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы. Говоря о развитии, мы должны иметь в виду, что это такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функционирования. Никакое развитие невозможно без отрицаний, но при полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение системы.
Если общество рассматривать как единый организм, то молодёжь в нем выполняет, прежде всего, функцию регенерации этого организма, то есть за счет нее происходит восстановление утраченных и деградировавших частей. Процессы регенерации - основа общественного бессмертия. Известно, что продолжительность жизни каждого человека зависит от уровня его духовно-нравственного развития (которое в свою очередь определяет уровень его материальной жизни) и уровня физического здоровья. То же справедливо и относительно общества в целом. Высокий уровень духовно-нравственного здоровья общества обеспечивает его конкурентоспособность в мире, а значит и выживаемость.
Прежде чем молодой человек займёт очередное освободившееся место в структуре общества, он должен приобрести должное качество, необходимое для обеспечения общественной функциональности. То есть он должен достичь определенного духовно-нравственного уровня развития. Только тогда в полной мере сможет выполнить свою восстановительную функцию.
Именно здесь заложено то диалектическое противоречие, которое является объективным источником развития молодежи. С одной стороны, есть потребность занять освободившееся место в общественной жизни, с другой - нет способности это сделать. Для разрешения противоречия требуется изменение хотя бы одной из сторон. То есть молодежь должна либо сбежать от общества, что она иногда и делает, ударяясь в бродяжничество или наркотический угар, либо заняться наработкой необходимого духовно-нравственного уровня. Первый путь разрешения противоречия, конечно, легче. Но он слишком рискован, и потому инстинкт самосохранения чаще всего заставляет молодого человека сделать выбор в сторону второго пути.
Функция дальнейшего общественного развития тоже в какой-то мере лежит на молодежи. Потому что молодежь - это тот слой населения, который, как правило, имеет наивысшие потребности, и ее потребности становятся стимулом развития, как для нее самой, так и для общества в целом.
Забота об уровне духовно-нравственного развития и физического здоровья каждого молодого человека - это задача непременно каждого члена общества. Ибо, в конечном счете, он заботится о той среде, в которой будет жить он сам и его наследники.
Необходимость духовно-нравственного развития личности носит объективный характер. Человек вынужден развиваться, поскольку развивается реальный мир вокруг него.
Каждое явление в реальном мире представляет собой упорядоченную систему, о развитии которой судят по изменениям ее свойств. О каких свойствах идет речь? Любая система прежде всего обладает таким свойством как конструктивность, то есть имеет определенный порядок своего построения. Далее всякой системе свойственна та или иная функциональность. Конечным результатом функциональности (жизнедеятельности) системы выступает ее продуктивность, которая выражается в изменении состояния самой системы или в преобразовании ею окружающей среды. И, наконец, такое свойство, как затратность, формируется потребностями системы для осуществления своей функциональности и продуктивности. Если же система в качестве продуктивности предъявляет лишь факт своего существования как результат реструктуризации и регенерации, то есть вроде бы продуктивность равна нулю, то и в этом случае о функциональности системы можно судить по осуществленным затратам. Отсюда вытекает вывод: абсолютно бессмысленных систем просто нет.
Применяя выше сказанное к таким целостностям как человек и общество, можно говорить о том, что любая потребность индивидуума или общественная потребность уже функциональны и имеют смысл. Особенно ярко смысл потребления выражается в производстве. Производство только тогда разумно, то есть не бессмысленно, когда происходит потребление произведённого. Поэтому общественное развитие, которое нуждается в развитом производстве, должно формировать высокий уровень потребления. А высокий уровень потребностей ставит перед субъектом необходимость искать возможности их удовлетворения. Таким образом предмет потребления превращается в предмет познания. То есть без научной деятельности и образования человек и общество в целом не смогут обеспечить своей функциональности и продуктивности. Не смогут существовать как смысловые системы.
Каждый прежде всего сам определяет желаемый уровень своего образования как одного из способов духовно-нравственного развития в соответствии с уровнем собственных потребностей и общественно-иерархических притязаний. Высокий уровень потребностей заставит повышать и уровень духовно-нравственного развития (образования в частности), что позволит затем преумножить любые блага, в том числе и материальные.
Как мы уже говорили, первичными, появившимися вместе с жизнью, являются так называемые витальные (или жизнеобеспечивающие) потребности: страх, секс и голод. И даже для удовлетворения этих самых элементарных желаний, не говоря о высоких целях, сегодня требуется значительный уровень развития личности. Хотя бы потому, что, если секс и голод имеют физические границы в своём удовлетворении, то чувство страха таких границ не имеет, ибо лишней безопасности не бывает. Да и само явление безопасности - относительное. Опасность для человека и общества, прежде всего, исходит от окружающей среды. Человек развивает свои умственные, психические и чувственные способности в результате постоянной борьбы за своё выживание. Выживают те, кто сильнее, умнее, кто лучше чувствует и правильнее воспринимает реальную действительность.
С целью выживания человек преобразует окружающую среду. Больших успехов он достиг благодаря возросшей технической вооруженности, которая позволяет ему брать под контроль внешнюю среду как вероятностную систему, которая имеет своё внутреннее, скрытое от внешнего изучения, развитие. Более предсказуемая среда позволяет уменьшить смертность людей от случайностей.
Природоохранная и экологическая деятельность также развивается в результате борьбы человека с опасностью, правда, порожденной уже самим человеком.
Общество осваивает окружающую среду и одновременно как бы договаривается с ней тем успешнее, чем выше уровень его знания, его духовно-нравственного развития.
В свою очередь общество само становится внешней средой для отдельного индивида. Чтобы с минимальными затратами ресурсов и максимальной безопасностью удовлетворять в нем свои потребности, человеку кроме наличия знаний, придется выполнять некие обязательные условия, которые определяются этикой и нравственностью. Этика формулирует, что хорошо, а что плохо для данного субъекта. А мораль (нравственность) является способом выполнения этических норм. Таким образом, мы ведем речь о воспитании человека как одной из составляющих понятия духовно-нравственное развитие.
Можно выделить четыре основных вида этики:
Индивидуальная
Семейная или межличностная
Корпоративная
Общественная
Почему предлагается именно такая дилемма, можно понять из рассмотрения сути каждой названной этики.
Индивидуальная этика настаивает на необходимости иметь возможность каждому создать для себя условия существования и всестороннего развития своей личности.
Человек как личность может пребывать только в определённых условиях. Отсутствие таковых низводит его на физический (звериный) уровень существования либо обезличивает, вплоть до лишения половых различий, или же приводит к гибели вообще. Нужно особо подчеркнуть, что индивидуальная этика не ведет речь о наличие готовых условий жизни. Это породило бы иждивенческое поведение человека, которому нет необходимости нарабатывать те или иные навыки и способности для превращения имеющихся возможностей в реальность. У него есть все готовое. В этом случае личность не только не развивалась бы, но, несомненно, деградировала. Поэтому речь идет о наличие лишь возможности создать необходимые условия. Это - внешний фактор, формирующий индивидуальную этику.
Но возможностями еще надо уметь пользоваться. И вот здесь начинается рождение внутреннего фактора индивидуальной этики. Помимо взаимоотношений с окружающим миром, она регулирует отношения человека с самим собой, то есть определяет формирование самосознания. На основе самосознания в дальнейшем строятся взаимоотношения человека с окружающим миром.
И, прежде всего, самосознание определяет взаимоотношения индивидуума с себе подобными, то есть межличностные отношения. Они делятся на органичные и антогонистические. Органичные (совместимые) межличностные отношения в основном проявляются между субъектами, имеющими противоположную физическую суть (отношения противоположных полов), а также разнонаправленную духовную функциональность. Например, учитель и ученик имеют органичные отношения, поскольку учитель продуцирует духовность, а ученик потребляет ее, то есть их духовная функциональность разнонаправлена. А вздумай ученик учить учителя, как надо учить - им не избежать конфликта.
Антагонистические (несовместимые) отношения проявляются в межличностных отношениях у субъектов с одинаковой сутью: физический, или духовный антагонизм. Не бывает два хозяина в одной берлоге.
Таким образом, очевидно, что органичные отношения являются основой семейных отношений, а антагонистические - общественных. Отсюда и возникают понятия семейной этики и этики общественной. Семейная этика, как и индивидуальная, настаивает на наличии возможности семье создавать для себя такие условия жизни, при которых она могла бы функционировать как система и предъявлять основной продукт своего функционирования - физически и духовно здоровых детей. Эта этика ставит перед членами семьи задачу реализации всех наличных возможностей для достижения своей цели.
Общественные отношения, в основе которых лежит природный антагонизм, вовсе не означают непреодолимую и бесконечную конфликтность существования. Физический антагонизм проявляется в них как внутренний фактор, однако, он как бы исчезает, когда межличностные отношения перемещаются на абстрактный, духовный, уровень. Здесь вместо физиологической конкуренции возникает единство духовных целей как объединительное начало. Физическая однородность как антагонизм заменяется духовной разнородностью субъектов отношений, которая требует кооперации для достижения поставленной цели. Отдельный индивидуум не может обладать абсолютно всеми духовно-нравственными качествами, необходимыми для достижения значительных целей из-за естественной ограниченности физических возможностей любого человека. Один не может всё знать и уметь. Разница в духовно нравственном развитии приводит к появлению нового типа межличностных отношений - иерархических. Они определяют уровень общественного положения человека. Иерархические (подчиненные) взаимоотношения называются корпоративными и определяются требованиями корпоративной этики. Корпоративная этика, также как и другие, озабочена выживанием своей структуры, ее эффективной, продуктивной деятельности. Поэтому она отстаивает перед обществом право корпорации на наличие всех необходимых возможностей, которые она превратит в благоприятные условия своего существования.
Межличностные отношения делятся также на иерархические и равноправные. Иерархические определяют общественное положение личности и выражены в виде той или иной должности в корпоративной (искусственно образованной) структуре. Равноправные отношения существуют в естественных общественных образованиях - семья, род, племя, нация, общество, народ. Но искусственные и естественные структуры не существуют в чистом виде. В корпоративной системе есть элементы равноправных отношений: члены производственной бригады. В естественных общественных образованиях есть иерархические должности: глава семьи, глава рода, вождь племени и т.д. Эти взаимоотношения всегда переплетены и строятся с позиций двух этик одновременно.
Мы говорили о единстве духовных целей как обязательном условии возникновения и развития межличностных отношений. Когда же эти отношения пытаются строить на основе духовного антагонизма, то не выдерживают и разрушаются даже органические основы взаимодействия. Духовный антагонизм перерастает в физический. И, несмотря на различную физическую суть, субъекты, обладающие единой духовной сутью, пытаются ограничить влияние друг друга в их общем пространстве. Протекает процесс изгнания кого-нибудь с единой территории или же начинается физическая ликвидация одного из конкурентов.
Высшую степень равенства всех членов общества без учёта каких-либо индивидуальных (половых, национальных, религиозных, расовых и т.д.) особенностей в процессе общественных отношений утверждает общественная этика. Общественная этика обусловлена основной сутью бытия - быть. И общественному сознанию неважно, в каком качестве (половом или национальном) пребывают члены общества, главное, чтобы они вообще существовали как таковые. Этот, так сказать, в высшей степени обобщённый член общества может иметь только одно определение своей сути - человек. Это ёмкое слово включает в себя все особенности, присущие человеческой природе. Человек - это унифицированное обозначение любого универсального многообразия личностных качеств.
Общество стоит на страже интересов человека вообще, а не конкретной личности. Для него все его субъекты равны. Общественное сознание не допускает ущемления прав человека даже самим собой, потому что намерено использовать индивида в своих целях. Оно по тем же причинам не допускает ущемление прав одного человека другим, или семьёй, или корпорацией, нацией и т. д. И как это ни странно общество не позволяет ущемлять права человека даже самому себе. Именно поэтому оно и осуществляет своё главное предназначение, определённое основным законом бытия, - быть. Мы не говорим здесь о попрании каких-либо частных прав индивидуума, а лишь об основном его праве - жить.
В системе иерархии отношений самую верхнюю ступень занимает общество. Оно не подчиняется никому более земному и, как было сказано выше, во имя самосохранения не подчиняется даже самому себе, то есть не позволяет себе себя уничтожать. Иерархическая подчинённость: человек, семья, корпорация, общество выстраивается на основании предпочтения в плане созидания. Превосходство имеет субъект, который в плане созидания обладает наибольшими способностями и возможностями. А самые большие способности и возможности сосредоточены, конечно, в самом обществе.
Но не надо путать предпочтение в плане созидания с предпочтенем в плане потребления. Привилегия предпочтительного потребления отдаётся наоборот - субъекту, который менее всего (в силу своих физических особенностей) способен к созиданию. Обычно потребительские привилегии отдаются в первую очередь детям, инвалидам и немощным старикам. Если же эти привилегии будут присвоены высшими членами иерархии на правах их силы, а не по праву бессилия, то общество обречено на деградацию, распад и гибель в конце концов. Потому что в этом случае нарушается самый главный общественный принцип - защита равноправия всех своих членов. Сначала гибнут самые слабые, а затем и сильные члены общества гибнут в силовом переделе привилегированных прав, то есть гибнут на войне.
Но общество не есть абсолютная категория бытия. По отношению к остальному бытию оно выступает как внутреннее к внешнему. Осознание обществом наличия внешней среды и определения своей роли и места в ней порождает такое явление как общественное самосознание. В результате появляется экологическое или планетарное сознание, а также космическое сознание. Формирование этого вида сознания есть также прерогатива общественной этики.
Разумеется, все четыре вида этики взаимосвязаны и, более того, объединены в единую этику. Каждый человек должен обладать неким общественным сознанием и самосознанием, включающим в себя все виды других видов сознания и самосознания. Таким образом субъект становится универсальным, обладая духовным многообразием, что является гарантией нейтрализации духовного антагонизма. Истина не может быть представлена в какой-либо единой унифицированной форме, претендующей на универсальный подход при решении всех проблем. Она многолика. И её нельзя представить в виде ведущей политической доктрины, научного или теологического учения. Конкретная доктрина или учение могут решить только конкретную проблему, потому что нельзя найти одно лекарство от всех болезней сразу. Унифицированной истины не существует, как не существует философского камня, который безрезультатно искали алхимики всех времён.
Если работник при решении производственных проблем руководствуется только личным или семейным сознанием и преследует только личный или семейный интерес, то у него, наверняка, будут большие проблемы на работе. Если же он абсолютизирует корпоративную этику, то у него рано или поздно начнутся проблемы в семье и проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. Такой рьяный работник принесёт немало вреда и самому своему производству, так как другие члены общества, чьи интересы он попрал ради производственных, объединятся против этой корпорации и устроят ей капитальную трёпку. И получится результат в точном соответствии с известным тезисом: хотели как лучше, а получилось как всегда. Поэтому самый ценный работник - это тот, который виртуозно владеет общественной этикой, и в своей работе может справедливо определять права и обязанности свои, своей семьи, производства и других членов общества.
Духовно-нравственное развитие: структура понятия
Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития. Качество системы определяется как элементами, так и взаимосвязью между ними. Наличие не только внешних, но и внутренних взаимосвязей говорит о целостной системе. С точки зрения такого подхода и выделены следующие аспекты понятия духовно-нравственного развития. Эти аспекты рассматриваются как части единого целостного понятия, с необходимостью заключающие в себе специфичность целостности.
Онтологический аспект
Определяя суть основных понятий в начале работы, мы уже касались их онтологического (бытийного) аспекта. Традиционно любые явления бытия рассматриваются с точки зрения разделения мира на два противоположных начала: материальное-духовное, а также хаос-порядок. То есть материальное и духовное представлены как две разные сути. Однако, онтологическая, бытийная, суть у них одна: они есть, существуют, имеются в наличии. Как материальное, так и духовное. Другое дело, что эти одинаковые по сути явления представляют собой разные состояния единой сути: концентрированное (материальное) и диссипированное (духовное). Анализ такой дихотомии (разделения) кажется нам более онтологически оправданным.
Дихотомия концентрированное-диссипированное выступает как производное двух крайних состояний единого бытия, в основе которых лежат статические свойства материи бесконечность и ноль. Именно такая дихотомия позволяет наконец-то примирить объявленное противоречие духовного и материального. Духовное выступает как диссипированное состояние материи, которое при своей концентрации, выраженной в росте способностей, и при достаточных возможностях порождает новое материальное. Отсюда вытекает простой вывод, что в основе роста материального лежит изначально рост духовного. Извечный вопрос: что старше курица или яйцо в отношении духовного и материального приобретает решение, при котором первенство определяется за духовным. Однако первенство духовного не означает его приоритетности. Скорее всего, это первое по порядку номеров среди равнозначных явлений. Духовное есть отражение материального, а материальное в свою очередь есть отражение духовного.
Другой онтологический аспект будет связан с обществом вообще. В данном аспекте общество будет рассмотрено как система имеющие основные свойства - конструктивность, затратность, продуктивность и функциональность. Конструктивность подразумевает наличие материальной основы любой системы. Именно материальная основа, сформированная по своим (конструктивным) законам делает любую систему реальной. Бестелесных систем не бывает. О затратности и продуктивности говорилось уже выше. Функциональность определяется способностью системы к изменениям вообще. Любая способность включает в себя наличие знаний, навыков и опыта. Поэтому в основе любой системе лежат знания и опыт, то есть какие-то первоначальные духовные начала. Если рассматривать общество как систему на предмет его затратности и продуктивности, то в разряд затратности можно будет отнести все то материальное, которое общество использует для поддержания своей жизнедеятельности. К продуктивности общества можно отнести всё то новое материальное, которое общество создаёт в это материальное, входит и само общество, и то новое духовное, которое общество создаёт в процессе своей жизнедеятельности (функциональности). Новое материальное служит системной материальности (телу) а новое духовное служит как системной материальности (телу) в виде удовлетворения телесных (эстетических) духовных потребностей так и системной функциональности в виде удовлетворения потребности в научных знаниях, то есть увеличению первоначального духовного начала, что приводит к росту системной способности к функциональности. Рост функциональности приводит к росту материального и духовного и т.д. Круг замкнулся.
Отсюда вытекает и еще один вывод. Вывод о том, что нравственность есть некий порядок, который обеспечивает взаимосвязь духовного и материального. Это та инструкция, которая позволяет духовную суть человека перевести в материальную. Но сама по себе нравственность без наличия первоначального духовного (мыслительно-чувственного) процесса непродуктивна. Она превращается в пустой ритуал. Это одно и то же, что крещение без веры.
Итак, духовное не противостоит материальному, а лишь предваряет его. Противоположностью же понятия "духовный" будет понятие "бездуховный". К такому выводу мы пришли согласно главной онтологической дихотомии (разделение бытия), которая делит мироздание на две части: наличие и отсутствие. Аналогично противоположностью любви будет ее отсутствие (равнодушие). Противоположностью ненависти ее отсутствие (равнодушие). Таким образом мы получаем интересную круговую диаграмму духовных состояний:
В центре круга - ноль, ровная душа, равнодушие. Если провести вертикальную прямую через центр, то это будет граница нравственности, слева от которой спектр нравственных духовных состояний (святой дух), а справа - безнравственных духовных состояний (злой дух). Величина развития как тех, так и других состояний практически не имеет границ, то есть мы имеем "плюс" и "минус" бесконечности с центром в виде ноля.
Переход из плюса в минус или наоборот возможен только через ноль. Это значит, что душа, полная ненависти не сможет любить, пока не обретет спокойное, ровное состояние. И только потом ей откроются прелести любви. Впрочем, из ноля она вовсе необязательно двинется в сторону любви. Душа может выбрать любое направление, в том числе и опять в спектр минуса, если другая сторона не представит ему привлекательной альтернативы.
Приведенная дихотомия позволяет сделать два вывода. Во-первых, тому, кто уже находится в отрицательном спектре бесполезно живописать прелести нравственного поведения. Его можно убедить лишь в пагубности безнравственности. И наоборот, те, кто не ведал греха, не поймут грешника, пока, по крайней мере, не перестанут его осуждать, не обретут ровное состояние по отношению к нему.
Второй вывод заключается в том, что обществу необходимо постоянно иметь как можно больше образцов нравственного поведения, чтобы результаты их деятельности могли служить для членов общества убедительным примером. Общество, не провозгласившее никакой нравственной идеологии, никакой общенациональной объединительной идеи, обрекает своих граждан на ее индивидуальные поиски. Отсутствие нравственных качеств будет обрести гораздо легче, чем их наличие. И поскольку в природе повсеместно действует принцип диссипации энергии (экономии затрат), то общество рискует получить криминальную среду.
Гуманитарный аспект
Индивидуальный аспект. Духовно-нравственное развитие индивида оказывает весьма существенное влияние на жизнь человека в целом. Духовное развитие личности открывает новые мыслительные способности у человека, формирует новые чувственные начала. У него появляются потребности более высокого порядка, которые он стремится удовлетворить. И вот тут наряду с радостью удовлетворения биологических потребностей, в основе которых лежат принципы потребления и разрушения, появляется радость созидания.
Процесс созидания не свойственен биологическому миру, обладающему сознанием, ему свойственно потребление, переработка, а, следовательно, разрушение. Так растения создают атмосферу, климат, ландшафт, а животные лишь используют все это для поддержания своего существования. Человеку как биологическому существу также противен процесс созидания. К тому же этот процесс связан со сложностями и трудностями, для преодоления которых требуются некоторые способности и внутренняя моральная сила. Требуется определенный уровень развития личности. Духовно-нравственное развитие как раз и способствует формированию у индивидуума необходимых для созидания конкретных качеств и делает, в конце концов, из человека как биологического существа - личность, а впоследствии - творческую личность.
Радость созидания заключается в получении полезного или желаемого материального результата. Это ещё один шаг к свободе и независимости от внешней среды, у которой нужно было отвоевать это так необходимое тебе материальное начало. Радость созидания заключается в осознании своего приближения к божественному всемогуществу. Жизнь человека становится более разнообразной и более насыщенной в эмоциональном плане. Духовная суть, таким образом, становится источником эстетизации человеческого бытия и счастья, которое осознается как глубокое удовлетворение жизнью.
Содержательную суть духовного можно сформулировать как потенциальное бытие, которое под воздействием окружающей среды, воспитания и образования способно превратиться в бытие актуальное. Такой подход лишает оснований любые расистские теории и подтверждает гипотетическую возможность духовно-нравственного развития для любого человека. Кстати, историческая действительность подтверждает данный вывод.
Общественный аспект
Общественный аспект духовно-нравственного развития возникает в связи с тем, что в рамках отдельно взятого индивидуума его личное духовно-нравственное развитие теряет смысл. Ибо в условиях ограниченной человеческой жизни созидание отдельно взятой личностью становится бессмысленным. Онтологически же обусловлено, что каждый протекающий процесс обязательно имеет свою цель, свой смысл, даже в том случае если этот смысл не осознается. Он есть как объективная реальность. Поэтому бесцельного и бессмысленного существования человека просто не может быть.
Смысловое содержание приобретает общественная форма существования человека. Общество для него начинает выступать не только как неисчерпаемый источник его духовного развития. Но и превращается в ту общую бездонную копилку, в которую он вкладывает своё духовное начало. Таким образом, оно становится на службу следующих поколений и будет жить, пока живет само общество.
В итоге общественное существование наполняет смыслом индивидуальное пребывание человека на земле. Сотрудничая с обществом, он начинает проявлять общественное сознание, которое материализуется в его общественно-полезном труде. Участвуя в общем деле, человек ощущает своё бессмертие.
Планетарный аспект
Говорить о планетарном аспекте данной проблемы необходимо в связи с тем, что планета Земля при своих приличных размерах имеет всё-таки ограниченный объём. И все процессы, связанные с развитием человеческой цивилизации, приходится решать в рамках ограниченного пространства. Поэтому при изменении окружающей среды в сторону благоприятную для человека приходится задумываться о влиянии этих изменений на другие составляющие ее компоненты, чтобы не погубить саму среду. Биосфера для общества - все равно что плацента для плода в материнской утробе. И, следовательно, развитие человечества обусловлено состоянием этой плаценты. Поэтому дальнейшая урбанизация планеты должна учитывать сроки и возможности самореструктуризации природы. Появляется необходимость в экологическом сознании.
Планетарный аспект проблемы не сводится только к экологическим вопросам. Дело в том, что всё пространство на Земле уже открыто, поделено и освоено. Дальнейшее развитие некоторой части человеческого общества уже невозможно без использования ресурсов чужих территорий. Ресурсы можно отобрать с помощью военной силы, что при наличии ядерного оружия становится опасным для всего человечества. Поэтому вместо открытых военных действий все активнее используются средства политические и экономические. Данное явление непрошеного вторжения на чужую территорию с целью выкачивания из нее всевозможных ресурсов носит название геополитики. Появление геополитики диктует необходимость для любого общества иметь в наличии такое сильное защитное противоядие как национал-патриотическое сознание. То есть приверженность людей к конкретной территории (в основном территории проживания) и конкретной культуре жизни, существующей на данной территории. Эта приверженность не позволит пришельцам уничтожить самобытность коренного населения.
Национальная самобытность представляет собой многовековой опыт жизнеобеспечения людей на данной территории с учетом ее исторических и климатических особенностей. Наличие такой национальной культуры - это гарантия выживаемости нации. Потому что национальное самосознание выступает как способ идентификации: свой-чужой. А опирающееся на него патриотическое сознание не позволяет использовать территорию как ресурс, не развивая её.
Геополитической экспансии приходится начинать с дискредитации национальной идеи. Формируется чувство стыдливости за свою национальную принадлежность путём внедрения мыслей о национальной несостоятельности и приоритете (вплоть до абсолютизации) космополитических настроений, при которых как раз и возможен беспрепятственный и безнаказанный грабёж местных территорий. Национально-патриотический аспект как планетарный должен иметь своё место в духовно-нравственном воспитании молодёжи.
Национально-патриотическое, экологическое воспитание выступают как формы для выражения содержания планетарного аспекта духовно-нравственного развития. Оптимальные результаты достигаются только при взаимном соответствии содержания и формы.
Теологический аспект
Невозможно не рассматривать теологический аспект при анализе понятия духовно-нравственное развитие. Потому что теологическое сознание - это серьёзная объективная реальность, которая имеет тысячелетние традиции и неоднократно доказала свою выживаемость. Причем, выживаемость религиозных институтов зависела от той картины мироздания, которую та или иная концессия предлагала общественному сознанию. Одни теории получали широчайшее распространение и жили тысячелетиями, другим удавалось просуществовать недолго или иметь в своих рядах лишь немногочисленных поклонников.
Осмысление мира человеком начинается с детских лет, поэтому даже в эпоху самого что ни на есть развитого научного познания и научно-технического прогресса концессионная картина мироздания с ее смыслосодержанием жизни всегда будет иметь отклик в душе человека. Но, так как одной из основных задач любого духовно-нравственного развития является формирование как можно более объективной картины мира, столь необходимой для выживаемости, то со временем человек начинает доверять также и своему опыту и знаниям. По мере роста духовно-нравственного развития личности теологический фактор дополняется другими формами, составляющими сознание индивидуума, вплоть до того, что само теологическое сознание из чисто духовного превращается в часть национальной культуры и выступает как национальный идентификационный фактор.
Трудно себе представить русского мусульманина или католика. Русские и православие это стало уже единой сутью. А с религией в каждой нации связаны целые пласты народной культуры и искусства. Таким образом, теологический фактор оказывает огромное влияние на индивидуальное и общественное сознание. Каждая нация определяет смысл жизни человека и общества в целом на земле именно в рамках своей ведущей концессии.
Человек, приобщённый к ведущей концессии своей нации, становится более приемлем для общества, равно как и общество для него становится более понятным, предсказуемым, безопасным. Поэтому наряду с другими аспектами теологический аспект должен иметь своё место в духовно-нравственном развитии молодёжи.
Космический аспект
Космический аспект, казалось бы, вполне земной проблемы духовно-нравственного развития человека как это ни странно может оказаться наиболее существенным. Космос является самой вероятностной системой с бесчисленным количеством субъектов. Он - крупнейший источник опасности, который к тому же сегодня практически невозможно контролировать. Этот бесконечный мир, этот загадочный носитель смысла людям еще предстоит освоить. А пока человечество на планете Земля похоже на детёныша кенгуру, который только начал покидать сумку матери, осваивая окружающий его мир.
В рамках последней гипотезы звездной картины мира высказана идея о том, что вещество есть концентрированное пространство. Процесс концентрации проявляет себя как сила гравитации. Диссипация же (распыление) этого вещества проявляется в виде электромагнитного излучения, то есть тепла и света. Эта гипотеза объясняет вечность светящихся звёзд. Если это так, то наша планета Земля, которая постоянно увеличивает свою массу, в результате процесса концентрации разогревается изнутри, а не остывает, как было принято считать раньше. Глобальное потепление не есть результат технической деятельности человека, оно результат космических процессов, протекающих в глубинах планеты и являющихся естественными процессами эволюции вещества в космосе.
Но тогда человечество имеет ограниченное время на существование в пределах планеты Земля. И ему некогда нежиться под пальмой в тропиках, жуя "Баунти". Глобальный кризис заставит его объединить усилия для принципиального решения вопроса выживания. Есть и другие проблемы, которые уже сегодня вынуждают людей, не отказываясь от национальных традиций, становиться космополитами.
[Продолжение следует]
|
Cменит ли Кубань свой имидж? [Н.Кравченко]
Ищу работу! [Г.Степанова]
Что еще мы снимем, дамы? [А.Скрынникова]
Цыганские хитрости [Е.Неврова]
Женские журналы о свободе любви [В.Смеюха]
Сколько стоит красота? [Н.Ларина]
Когда рождаемость падает [И.Звездина]
Лучше плохо ехать, чем хорошо идти [К.Шаталова]
Чудеса по-ростовски, или все на концерт манекенов! [В.Головко]
На таможне тучи ходят хмуро [Т.Сытникова]
|