ОБРАЗОВАНИЕ
Владимир Золотарев,
ректор Ростовской государственной
экономической академии,
профессор

Проблемы подготовки экономических кадров

ыночная трансформация российской экономики поставила в повестку дня решение проблемы подготовки, с одной стороны, совершенно новых кадров, а с другой - переподготовку, переобучение и повышение квалификации значительного количества специалистов, окончивших вузы в дореформенное время. Из-за отсутствия экономистов и менеджеров с новой - рыночной - пара-дигмой мышления обществу пришлось заплатить высокую цену за последствия быстрых темпов радикальных преобразований
          Возник своего рода бум, и в настоящее время все еще наблюдается повышенная востребованность в специалистах в области юриспруденции, экономики, управления и ряда других профессий, которые стали активными фигурантами рыночной экономики. В то же время вузы и техникумы продолжают подготовку по многим инженерным специальностям, по которым как бы исчезли потребители. В условиях непреодолимости социально-экономической и структурной политики, слома системы планового распределения специалистов возникает необходимость в структуризации профессиональной подготовки по специальностям и специализациям на долговременную и среднесрочную переподготовку. Для этого необходимо правильно определить структуры на базе маркетинговых исследованиях на всех уровнях: государство, регион, город, вуз.
          В то время как реальная экономика стагнировала, а ее надстроечная, "виртуальная" часть получила неадекватное развитие, профессия экономиста, управленца стала как никогда сложной. Это показал и обвал 17 августа 1998 года. Поход физиков и лириков в экономику, подготовка экономистов на скорую руку в неадекватной среде (технические вузы, коммерческие структуры и т.п.) - слишком большая роскошь для общества. В области подготовки и переподготовки экономических кадров необходимо навести государственный порядок, чтобы обеспечить грамотное движение по пути реформ. Подготовка экономистов-профессионалов, экономическая переподготовка кадров должны занять свое особое место в системе высшей школы и послевузовского образования.
          Опыт работы РГЭА (Ростовской государственной экономической академии) позволяет сделать некоторые выводы и обобщения по проблеме выработки концепций функционирования вуза в условиях кризиса и нестабильности.
          Прежде всего, необходимо найти внутренние ресурсы развития вуза. Научиться продвигать на рынок образовательных услуг свои предложения. Это возможно за счет повышения качества подготовки специалистов под потребителей набора специальностей и специализаций, а также за счет приближения услуг к местам компактного проживания потенциальных студентов (развитие филиальной сети в малых и средних городах, дистанционное обучение, выездные семинары и т.п.).
          Развитие коммерческой деятельности вуза должно осуществляться в направлении его основной специализации, способствовать закреплению кадров специалистов (дополнительные заработки по месту работы, повышение квалификации в реальном деле: консалтинговые услуги, аудит и т.п.).
          Послевузовское образование необходимо привести в систему:
          1) подготовка кадров высшей квалификации через докторантуру, аспирантуру и соискательство;
          2) получение высшего экономического образования на базе первого высшего по сокращенной программе для лиц, занимающих должности экономического профиля;
          3) тематическое обучение по заявкам потребителей (краткосрочные и долгосрочные);
          4) участие в международных и российских программах повышения квалификации;
          5) создание в структуре вуза или при вузе центров переподготовки и аттестации двойного подчинения.
          Естественно, успешное развитие вуза не может быть сугубо автономным. Оно прежде всего определяется развитием всей системы профессионального образования страны, совершенствованием механизмов управления .

Назад

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 11 [17] 6 июня 1999 г. Вернуться в содержание