Владимир Золотарев,
ректор Ростовской государственной
экономической академии,
профессор
Проблемы подготовки экономических кадров
ыночная трансформация российской экономики поставила в повестку дня решение проблемы подготовки, с одной стороны, совершенно новых кадров, а с другой - переподготовку, переобучение и повышение квалификации значительного количества специалистов, окончивших вузы в дореформенное время. Из-за отсутствия экономистов и менеджеров с новой - рыночной - пара-дигмой мышления обществу пришлось заплатить высокую цену за последствия быстрых темпов радикальных преобразований
Возник своего рода бум, и в настоящее время все еще наблюдается повышенная востребованность в специалистах в области юриспруденции, экономики, управления и ряда других профессий, которые стали активными фигурантами рыночной экономики. В то же время вузы и техникумы продолжают подготовку по многим инженерным специальностям, по которым как бы исчезли потребители. В условиях непреодолимости социально-экономической и структурной политики, слома системы планового распределения специалистов возникает необходимость в структуризации профессиональной подготовки по специальностям и специализациям на долговременную и среднесрочную переподготовку. Для этого необходимо правильно определить структуры на базе маркетинговых исследованиях на всех уровнях: государство, регион, город, вуз.
В то время как реальная экономика стагнировала, а ее надстроечная, "виртуальная" часть получила неадекватное развитие, профессия экономиста, управленца стала как никогда сложной. Это показал и обвал 17 августа 1998 года. Поход физиков и лириков в экономику, подготовка экономистов на скорую руку в неадекватной среде (технические вузы, коммерческие структуры и т.п.) - слишком большая роскошь для общества. В области подготовки и переподготовки экономических кадров необходимо навести государственный порядок, чтобы обеспечить грамотное движение по пути реформ. Подготовка экономистов-профессионалов, экономическая переподготовка кадров должны занять свое особое место в системе высшей школы и послевузовского образования.
Опыт работы РГЭА (Ростовской государственной экономической академии) позволяет сделать некоторые выводы и обобщения по проблеме выработки концепций функционирования вуза в условиях кризиса и нестабильности.
Прежде всего, необходимо найти внутренние ресурсы развития вуза. Научиться продвигать на рынок образовательных услуг свои предложения. Это возможно за счет повышения качества подготовки специалистов под потребителей набора специальностей и специализаций, а также за счет приближения услуг к местам компактного проживания потенциальных студентов (развитие филиальной сети в малых и средних городах, дистанционное обучение, выездные семинары и т.п.).
Развитие коммерческой деятельности вуза должно осуществляться в направлении его основной специализации, способствовать закреплению кадров специалистов (дополнительные заработки по месту работы, повышение квалификации в реальном деле: консалтинговые услуги, аудит и т.п.).
Послевузовское образование необходимо привести в систему:
1) подготовка кадров высшей квалификации через докторантуру, аспирантуру и соискательство;
2) получение высшего экономического образования на базе первого высшего по сокращенной программе для лиц, занимающих должности экономического профиля;
3) тематическое обучение по заявкам потребителей (краткосрочные и долгосрочные);
4) участие в международных и российских программах повышения квалификации;
5) создание в структуре вуза или при вузе центров переподготовки и аттестации двойного подчинения.
Естественно, успешное развитие вуза не может быть сугубо автономным. Оно прежде всего определяется развитием всей системы профессионального образования страны, совершенствованием механизмов управления .
Назад
|
Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]
Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]
Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]
О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]
Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]
Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]
Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]
Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]
Из школы в вуз [И.Звездина]
Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]
Новые вакансии [Н.Шопен]
Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]
Положение во гроб [И.Шеина]
Давайте возводить мосты! [И.Звездина]
Удар по будущему России [В.Сендеров]
Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]
Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]
Профессия - репортер [Е.Маскаева]
|