|
Нателла Дзнеладзе
Четыре недели в школе Владимира Познера
|
олучив в сентябре минувшего года приглашение в Москву для обучения в школе телевизионного мастерства В. Познера, я и не предполагала, что всего за один месяц смогу стать ведущей многоэлементной программы. Возможно, поэтому, что-то сдерживало меня от участия в конкурсе, но, получив во второй раз приглашение от школы Познера, я отправила кассеты со своими работами в Москву, уж больно заманчивыми показались обещания... Слушателям обещали предоставить возможность приобщиться к уникальному творческому опыту и сделать его частью собственного профессионального опыта, школу Познера называли "школой для профессионалов, которые хотят стать мастерами".
Хотя про себя я решила, что мастером за месяц никак невозможно стать, это приходит с опытом, от каждодневных тренировок, будь-то подготовка сюжетов или работа в кадре, но все же решилась и, запасшись необходимой суммой денег (спасибо мужу!) поехала в Москву.
Об учебе, как таковой, рассказать трудно. Прежде всего, было много интересных встреч, например, с Генрихом Боровиком, который в прошлом был одним из столпов советской международной тележурналистики, но работал также в американской и выступает в современной российской прессе. "Слишком много врут многие журналисты, неплохо было бы поучиться многим писать и говорить правильно по-русски",- заметил Генрих Аверьянович. Свобода прессы - это свобода говорить обществу правду. Наблюдая за работой тележурналистов в эфире, понимаешь, что никак не прививается у нас главный принцип западной журналистики - отделение фактов от мнений.
Надо отметить, что нас пытались учить всему, сразу и много. Вот лишь некоторые темы лекций: "Архитектоника телевизионной программы", "Психология и имидж телевизионного ведущего", "Слово на телеэкране", "Практическая работа над текстом". Начало обучения было многообещающим, но в действительности всё оказалось намного прозаичнее: бесконечные беседы в дружеской обстановке, некоторые из которых весьма поучительны, но хотелось обещанных практических навыков. "Если просто учить чему-нибудь человека, он никогда ничему не научится",- заметил Б. Гиоу. Карнеги пояснил эту мысль: "В голове удерживаются только те знания, которые применяются на практике".
Много дали слушателям экскурсии на Центральное телевидение. Например, побывали в программе Познера "Мы" в Останкино. Запомнилась встреча с Сергеем Кириенко и Григорием Явлинским в программе Евгения Киселёва "Глас народа" на НТВ. В то время, как оба участника пытались хоть как-то заинтересовать аудиторию и себя показать, ведущий почему-то молча и неподвижно стоял, лишь изредка прерывая своих собеседников. В целом активной работы ведущего лично я не заметила, мне было скучно участвовать в программе. Кроме того, не чувствовалось той искренности, которой нас учили. Кстати, не впечатляют и его "вялотекущие", безразмерные "Итоги".
Особенно мне бросилось в глаза, что многие известные наши ведущие, находясь за пределами студии, говорят и двигаются совершенно иначе. Я не буду утверждать, что все они абсолютно неискренни со зрителем, но, мне думается, то, что мы видим на экране, - это маска, слишком уж много в них деланного, фальшивого. Именно поэтому некоторые из них не могут "зацепить" зрителя, а, тем более, долгое время удержать его у экрана.
Главная же задача Владимира Познера состояла в том, чтобы научить провинциального журналиста соединить свою искренность, душевность и чистоту с профессионализмом москвичей, их умением работать коротко и ёмко, с их умением делать "не видео-газету, а настоящее телевидение". Я хорошо запомнила фразу А. Кочкаевой - телевизионного обозревателя радио "Свобода" о том, что "журналистика - это гипертрофированное чувство любопытства", и поняла, что первая заповедь журналиста - увлечённость.
Все четыре недели для меня тянулись безумно долго, меня непреодолимо тянуло в Ростов. Первая неделя - запись монолога в кадре на тему: "Почему провинция не любит столицу". Вторая неделя - интервью с реальным героем. Все наши интервью были раскритикованы в пух и прах. Такое впечатление, что мы приехали сдавать экзамены, а не учиться тому, как правильно выполнять обязанности телеведущего.
В итоге хочется сказать спасибо всему преподавательскому составу школы В.Познера, московским профессорам и другим журналистам. Но все же сомнения в конкретной пользе обучения и эффективности затрат на него - остались.
Правда, в итоге вожделенный диплом я получила, так что могу, оказывается, работать ведущей, чего семь лет назад, придя на телевидение, не умела. Будем надеяться, что так и будет!
|
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
|