Наталья Соловьева,
студентка отделения журналистики Ростовского университета
Что в запахе тебе моем?
|
|
мире существует бесчисленное множество языков, на которых люди изъясняются между собой. Наиболее изящен среди них язык запахов, молва ароматов, намеки оттенков и дуновений. И у женщины есть не то чтобы право, это само собой, а обязанность быть женщиной и быть красивой вопреки всему. Что касается мужчин, то они имеют привилегию: быть истинными мужчинами один день в году - 8 марта. У нас такой привилегии нет, мы живем по-другому: ни одного дня в году без обольстительности, обаяния, нежности. Откуда это берется? В основном, от природы. Она дает многое, но помочь ей - святое дело. Как? Во-первых, любовью и бережным отношением к нам, женщинам. Во-вторых, и у нас есть специальные средства. Я хочу поговорить о заветном. Речь - о духах.
Слово parfumer в точном переводе с французского означает окуривать, а под словом parfumerie раньше понимали группу веществ, применявшихся для окуривания ("воскурения") ароматов. В настоящее время этот термин включает гораздо более обширное понятие и означает всякое приятно пахнущее сочетание душистых веществ, применяемое в любом виде для отдушивания тканей, тела, ванн ради приятного запаха, то есть, главным образом, для эстетических целей.
По утверждению историков, обычай применения душистых веществ возник на Востоке, потому что сухой и жаркий климат восточных стран вызывал частые кожные заболевания. Жители Востока с профилактической целью омывали и смазывали свою кожу смягчающими средствами, применяя для этой цели отдушенные растительные и животные жиры. Кроме того, сильные запахи отгоняли москитов. В веществах, служивших для бальзамирования, также находят следы бензойной смолы, стиракса, мирры, Гурьюнского бальзама. Особенно распространены были в древности ладан и мирра. У Геофраста, "История растений" которого написана в IV веке до нашей эры, упоминается о гальбане, опополаксе, корице. Египет считается колыбелью косметики. Пудрение лица, наложение теней под глазами, употребление благовонных помад, окраска волос - все это было известно древним египтянам 5000 лет до новой эры. Найденные в гробницах сосуды с маслами сохранили благовоние, окрашенные волосы мумий до сих пор не утратили своего цвета.
В Древней Персии также готовили различные косметические средства, такие как благоуханные масла, пудры. Первыми людьми, занимающимися косметикой, были жрецы. Они владели искусством приготовления различных косметических средств. Финикийские торговцы на своих кораблях разносили их по всем странам старого света.
В Древней Греции обращали особое внимание на естественные и природные средства, воздействующие на красоту. Стройное тело и красивое лицо были особенно почетны.
В ряде древнегреческих письменных памятниках, например, в "Одиссее" Гомера и других, вспоминается о самых различных косметических средствах. Отец медицины Гиппократ описал также много способов и средств, с помощью которых женщины становились красивее.
Через Грецию, являющуюся для римлян источником культуры, парфюмерия проникла в Рим, где достигла особого расцвета в период падения Римской империи. В эти времена впервые стали употребляться благоухающие жидкие масла для пульверизации и развивалось приготовление душистых масел путем мацерации. Масла разогревались в водяной ванне и насыщались несколько раз подряд свежими цветами. Способ изготовления этих так называемых античных масел применялся до недавнего времени. Нежные запахи искусственно усиливали, например, для усиления запаха масла из лилий брали аир и мирру. Розы парфюмеры привозили из Кипра, фиалки - из Афин, нард и ветивер - с Востока, кипарис - из Египта.
В Римской империи для охлаждения зрительных залов в театрах и амфитеатрах устраивали мелкие дожди из душистой воды; на площадях разбрасывали благоухающие цветы, чаще всего крокус (шафран) для того, чтобы заглушить дурные запахи.
В средние века косметика была запрещена церковью. Лишь в конце средневековья женская красота снова оказалась в центре внимания. Применение душистых веществ было распространено в Средней Азии и на Кавказе. До эпохи Возрождения, благодаря торговле с востоком, косметические средства проникли в Европу, прежде всего, во Францию. Центром производства натуральных душистых веществ сделался Грасс. Кроме того, французы организовали плантации душистых растений и элементарную их переработку в своих колониях. Недостающие им эфирные масла и другие душистые вещества они ввозили из других стран: цитрусовые масла - из Италии, мускус - из Сибири.
С развитием химии большое значение для парфюмерии приобрели синтетические душистые вещества, частично заменявшие натуральные и давшие возможность расширить ассортимент готовой продукции.
Только в начале XIX века было положено начало работам по разделению веществ, входящих в эфирные масла, и их изучению.
В 1874 году в Германии была основана первая фабрика по приготовлению синтетического ванилина. Производство синтетических душистых веществ непрерывно растет. В настоящее время парфюмеры имеют возможность пользоваться огромным их количеством и широким ассортиментом.
Если же говорить о России, то начало массового применения косметических средств здесь относится к XVI веку. Высшие слои аристократии использовали главным образом декоративную косметику: белила, пудру, румяна. Простой народ пользовался доступной "косметикой": простоквашей, сметаной, хлебным квасом, животными и растительными жирами. В аптеках продавалось так называемое "Девье молоко" - настой бензойной смолы или ладана, которым смазывали кожу или добавляли в воду при умывании. Позднее появилась "личная помада" (белила). В качестве румян применяли окрашенную в красный цвет бумагу, которой натирали влажные щеки, или бодягу, вызывающую раздражение нервных окончаний на лице, прилив крови и легкий румянец. Для укрепления волос применялось деревянное (оливковое) или репейное масло. До 70-х годов XVIII века на Руси не было даже ремесленных производств по изготовлению косметических средств. Изготовляли их главным образом фельдшерские цехи. В конце XVIII - начале XIX вв. начали появляться первые парфюмерно-косметические фабрики, которые вырабатывали в основном косметические средства, такие, как пудра, помада для волос, "личная помада" и т.д. Парфюмерия в их производстве появляется позднее.
Первое косметическое предприятие было основано французским подданным Г.А.Брокаром в 1864 г. Высокое качество парфюмерно-косметических изделий обеспечило французскому парфюмеру победу на многих международных и российских выставках и выгодный сбыт продукции. А выпуск сюрпризных коробок, содержащих десять парфюмерно-косметических изделий, - духи, одеколон, мыло, пудру, помаду и другое в миниатюрной изящной упаковке, - просто произвел сенсацию.
Конечно, воскликните Вы, история - это хорошо, но интереснее знать, что происходит сегодня. Какие духи являются "приметой" современной женщины? Что появилось нового и как выбрать из этого нового свое? Интересует мода. И тут нужно сказать, что моды, как таковой, в парфюмерии не существует. Запах не создается на один сезон. Духи не устаревают. Великолепный запах похож на произведение искусства, он является творением большого художника. Сколько бы не сменилось музыкальных направлений, произведения Баха не уходят в прошлое. Так и здесь. "Шанель № 5" нельзя определить как запах "модный" или "немодный", это - классика, она выше сиюминутной популярности.
С другой стороны, можно подумать, что духи и конкретная эпоха, во время которой они создаются, строго соответствуют друг другу. Хотя бы потому, что в запахе воплощается какой-то женский образ. Женщина 40-х и женщина 90-х - очень разные. Но одно качество (почему парфюм и не подвержен в какой-то мере капризам времени) - это женственность, я надеюсь, бессмертна. Женственность и загадка, которые притягивают мужчин вечно. Так что "современность" не так много значит в области запахов. А точнее - она ничего не значит.
Вспоминая изощренно красивые флаконы некоторых парфюмов, я подумала, что поэзия и изысканные запахи - родственные стихии. Они волнуют, они - продукты творческого гения (в случае с запахами - гения природы и человека).
И еще: не хочу быть совсем уж "внеисторичной". Поэтому попутно расскажу самые интересные истории самых знаменитых ароматов.
Итак, история первая: COTY. История торгового дома COTY берет начало в ХХ веке в столице красоты - Париже. Компания была основана человеком, по праву названным "Наполеоном мира парфюмерии". Имя его - Франсуа Коти. Его вклад в развитие парфюмерной индустрии нашего времени трудно переоценить. Чтобы понять, насколько талантливым парфюмером был Франсуа Коти, достаточно подойти к прилавку современного магазина. Многие созданные им запахи стали классическими. Некоторые композиции Коти, например, духи L'Aimant производятся до сих пор. Франсуа Коти совершил настоящий переворот в производстве парфюмерии.
Подлинные шедевры ароматных композиций стали доступны достаточно широкому кругу покупателей, поскольку массовое производство позволило поставлять высококачественный товар по вполне приемлемым ценам.
Коти принадлежит идея создания не только духов, но и целых линий, комплектов парфюмерной продукции, объединенных единым ароматом, включая гели и бальзамы. Ф.Коти прекрасно осознавал важность названия духов, видимо, поэтому они столь мелодичны и привлекательны: "Муза", "Лазурь", "Метеор", "Античная амбра" и другие.
Коти считал, что не только духи, но и флакон, а также его упаковка должны быть произведением искусства. Он стремился уйти от облика простых аптечных пузырьков с лекарствами. И когда в 1908 году он открыл в Париже свой парфюмерный магазин, то покупатели и пресса высоко оценили оригинальность этих изделий. Флаконы стали рассматриваться как произведения декоративно-прикладного искусства. Нет творчества без вдохновения. Особенно в мире красоты. Творческие идеи Франсуа Коти вдохновляют парфюмеров всего мира. Сегодня COTY - одна из крупнейших в мире компаний, производящих и продающих парфюмерию и косметику. Со дня основания фирма выпустила на рынок более 130 ароматов, которые одинаково радуют как женщин, так и мужчин.
История вторая: Guerlain.
Не могу удержаться от того, чтобы не привести здесь очень красивые легенды запахов от Guerlain. История первого женского запаха от Guerlain - это история, в сущности, трагической любви. Когда молодой Жак Герлен заканчивал учебу в Англии, он влюбился в молодую англичанку. Ему было в то время 27 лет, и по окончании учебы он вынужден был вернуться во Францию, так как ему нужно было продолжать семейное дело. Девушка, в силу традиций, не могла поехать с ним во Францию, и они были вынуждены расстаться. Спустя несколько лет Герлен создает парфюм, который называет - "Jiky" ("Жики"). Этот запах предназначен для единственной девушки, веселой, спонтанной, спортивной. Запах полувосточный.
В 1912 году Жак Герлен создал аромат "L'heure blene" ("Лер бле"), в переводе - "Голубой вечер" или "Сумерки". В час, когда солнце замирает над горизонтом, прежде чем ночь войдет в свои права, когда небо находится между двумя светилами, когда чувствуются ароматы самых нежных цветов, время, кажется, останавливается. Горизонт покрывается голубой дымкой, тишина звучит, все ароматы природы говорят о вечности. Это остановившееся время спокойно и романтично. Голубое время. В один из вечеров 1912 года, в тот момент, когда человек находится в гармонии с миром и светом, Жак Герлен испытал необыкновенные чувства. Их невозможно передать словами, описать их достойны только духи. Женщина этого запаха - элегантная, со скрытой чувствительностью. Запах полувосточный, цветочный.
"Mitsouko" ("Мицуко" - в переводе с японского "тайна". Запах с таким названием создан Жаком Герленом в 1919 году. Это история любви. Один британский офицер втайне любил красивую японку, которая была замужем за его начальником - адмиралом. Разразилась русско-японская война. Наши герои отправились на фронт. Супруга адмирала очень терпеливо ждала окончания войны, благородно скрывая свои чувства. И тот, и другой погибли. Она надела белые одежды, но по кому она носила траур осталось тайной. Женщина "Mitsuoko" - решительная, с очерченным характером, нежная и пылкая, но в то же время сдержанная и уравновешенная. Запах острый, фруктовый.
1925 год ознаменовался появлением "на свет" необыкновенно популярного аромата от Жака Герлена, который называется "Chalimar" ("Шалимар"). Шах Жахан, великий император Индии, отдал своей фаворитке безграничную любовь. К несчастью, она умерла при родах. В память о ней император построил великолепный храм из белого мрамора - Гадж Махал. А вокруг на нескольких гектарах посадил чудесные сады, которые были настолько красивы, что их стали называть "шалимар" (в переводе с санскрита - "сады любви"). Эта подлинная история вдохновила Жака Герлена на создание духов и стала легендой нового запаха. Женщина "Шалимар" - чувственная. Она - соблазнительница, любит обратить на себя внимание. "Шалимар" - классический восточный аромат.
В эпоху Наполеона барабан был основным средством общения между генералами и солдатами. Существовало несколько типов барабанного боя, один из них назывался "шамад". Это означало - бой в отступление. Кто может сказать, что его сердце никогда не билось в ритме "шамад"? Запах "Chamade" был создан Герленом в 1969 году под впечатлением исключительного момента капитуляции перед любовью. Запах полувосточный, цветочный.
Последний запах от Герлена вышел в прошлом году. "Champs-Elysees" в переводе означает "Елиссейские поля". Эта знаменитая улица не только сердце Парижа и центр мировой моды, но и место встреч, новых знакомств, место, куда возвращаются вновь и вновь. Ежедневный маршрут элегантной парижанки проходит через Елиссейские поля. Именно здесь, на Елиссейских полях, в доме №68 в 1914 году Герлен открывает свой первый бутик. Этот бутик и поныне является символом Дома Герлена. Женщина "Champs- Elysees" - беспечная, независимая, свободная, как ветер, веселая и светлая, как живая вода. Она - дитя своего времени, она живет так, как ей хочется, без запретов и предубеждений. "Champs-Elysees" - это яркий цветочный аромат.
История третья: GUCCI и ROCHAS.
Продукция от GUCCI PARFUMS воплощение эксклюзивности и качества, обладает уникальным духом роскоши, стиля и современности. Фирма GUCCI, созданная на рубеже столетий во Флоренции (Италия) Гуччио Гуччи, приобрела всемирную известность благодаря кожаным изделиям, шелковым шарфам и аксессуарам. А в 1975 году Альдо Гуччи решил расширить ассортимент, создав парфюмерную линию. Сегодня модели одежды GUCCI и духи от GUCCI PARFUMS стали неотъемлемой принадлежностью гардероба звезд Голливуда, популярных певцов и даже представителей знати. Аромат от GUCCI PARFUMS - GUCCI ACCENTI (Гуччи Ачченти), в котором сливаются фруктовые и цветочные мотивы, CUCCI №3, благоухающий восточными тонами, GUCCI NOBILE (Гуччи Нобиле), воплощающий мужество и благородство - известны во всем мире. Последняя новинка от GUCCI PARFUMS, кстати лидирующая по уровню популярности во многих странах, - это GUCCI ENVY (Гуччи Энви), прозрачный аромат цветка виноградной лозы и ландыша.
Утонченные или непосредственные, теплые или чувственные ароматы ROCHAS не имеют аналогов по количеству природных компонентов, используемых в их производстве. Аромат ROCHAS - это чувственный зов и захватывающий мир мечты, радостных волнений и удовольствий. В качестве свадебного подарка своей юной жене Элен Марсель Рошас подарил первый аромат от ROCHAS - Femme (Фамм). Это первое великое творение ROCHAS, первый фруктово-шипровый аромат в мире парфюмерии. Немногим позже появились столь любимые и элегантные духи Madam Rochas (Мадам Рошас), в которых присутствует классика и современность. Каждый день все больше и больше женщин открывают для себя прекрасный мир великолепных ароматов от ROCHAS: чувственную, богатую и насыщенную мозаику западных и восточных влияний BYZANSE (Бизане), ставшую классикой, TOCADE (Токад), сочетающий в себе жизнерадостность цветочных ароматов и головокружительную ваниль, FLEUR D'EAV (Флер д'О), несущий прозрачную свежесть и неп осредственность ландыша и мимозы с таинственностью лотоса, BYZANTINE (Бизантин), согревающий благоуханием фрезии и сандала.
В заключение хочу отметить, что тенденцией последних лет являются запахи, одинаково предназначенные как для мужчин, так и для женщин. Начало таким ароматам положил Кельвин Кляйн. Теперь свои парфюмы - унисекс есть у многих фирм. Унисекс отличается простотой оформления. Но самое интересное, что стали создаваться запахи даже для новорожденных детей. Младенцы не должны пахнуть пеленками. Детские запахи - очень легкие, в них нет химических добавок. Это запахи шоколада, лимона.
Поистине мир духов безграничен и никогда не иссякнет, как не иссякнет сила воздействия духов на эмоции. А между женщиной и духами существует гармония и мистическая связь.
Ведь женщина ищет в духах в первую очередь нечто такое, что поможет ей быть самой собой и выделяться среди других.
|
Девятые врата [А.Гарматин]
Искусство и литературная критика [Д.Пэн]
Искусство как источник эволюции сознания [Н.Бекетова]
Как рождается прекрасное [Е.Острижная]
Ростовский цирк вчера и сегодня [М.Дикалов]
История "Титаника":фильма и парохода [О.Акопов]
|