Виталий Ермоленко,
выпускник геолого-географического факультета РГУ 1999 г.
Александр Макаров,
студент физического факультета РГУ
Зачем быть гением?
разу определимся, кто такой гений. Гений - это человек, который благодаря выдающимся способностям и огромному труду открыл, нашел, создал, разработал или совершил нечто, качественно изменившее наши представления о мире, "сдвинувшее наши парадигмы".
Итак, зачем быть гением?
Начнем ab ovo, то есть издалека. Что такое самоубийство и что противоположно самоубийству? Самоубийство - это сокращение человеком собственной жизни до нуля. "Полноценная" жизнь, противоположная самоубийству, есть увеличение человеком своей жизни, в идеале - до бесконечности. Возникает вопрос: что именно сокращается до нуля при самоубийстве (или смерти) и что должно, в принципе, стремиться к бесконечности при "полноценной" жизни? Иными словами, а что, собственно, такое - жизнь человека? С точки зрения логики, определить понятие - значит, перечислить его существенные признаки. Например, часы - прибор для измерения времени. Или пространство - форма существования материи, характеризующая расположение ее частей. То есть, существенным признаком является полезная функция (ПФ) объекта, смысл его существования. Вот такого определения жизни для человека нет, ибо неизвестна ПФ разума.
В принципе, любое уменьшение своей жизни есть "маленькое" самоубийство. Или так: сокращение человеком своего жизненного потенциала (когда человек живет меньше, чем мог бы по природе и условиям) есть "медленное самоубийство". Чем плохо самоубийство (обычное, "клиническое")? Тем, что оно, во-первых, невосполнимо, а во-вторых - как правило, преждевременно. "Медленное" самоубийство в этом плане еще более невосполнимо ("клинического" самоубийцу еще можно спасти, а "медленное" самоубийство обычно незаметно, медленно уходящую жизнь, как время, - не вернуть) и всегда преждевременно (потому что "начинается" оно с молодых лет, а то и с детства, и происходит не по осознанию проблемы, а по незнанию, по глупой случайности).
Что понимается под величиной человеческой жизни, только ли ее продолжительность? Или предполагается наличие другого (других) ее измерения (измерений)? Какое это измерение? Вероятно, в наличии этого измерения или этих измерений и проявляется отличие разумной жизни от неразумной, то есть некая полезная функция разума.
Совершенствование чего-либо есть увеличение отношения:
выполнение ПФ,
факторы расплаты.
В случае с жизнью человека факторами расплаты является то, от чего она заканчивается, то есть износ организма. Продолжительность ("длина") жизни обратно пропорциональна износу организма. "Ширина" и "высота" (если есть), то есть ПФ разумной жизни, нам не известны.
Таким образом, если мы не хотим совершить "медленное самоубийство", а значит, собираемся совершенствовать свою жизнь, мы должны стремиться к увеличению выполнения ПФ этой жизни при сокращении износа организма. Но какова эта ПФ? И есть ли она, в конце концов?
Имеется длинный ряд жизненных стратегий от "максимально полного удовлетворения всех своих потребностей" до "самоистязания во имя загробной жизни", от "не высовывайся" до "будь первым и лучшим", от "служения себе" до "служения Культуре (Родине, обществу)" и т.д., и т.п.
Все они звучат убедительно, но противоречат друг другу или не совпадают одна с другой. (Если следовать в этом вопросе "золотой середине", то и проживешь жизнь до "золотой середины", то есть до "усредненной половины"). Необходимо выявить "правильную" жизненную стратегию или разработать технологию правильного личного выбора и доказать эту "правильность" логически.
В качестве аргументов в логике используются достоверные факты, определения, аксиомы и ранее доказанные положения. Все существующие точки зрения на ПФ человеческой жизни основаны на постулатах, например: "Человек стремится туда, где ему хорошо", или: "Правильно жить - значит приносить пользу другим", или: "Себя надо реализовать", или: "Нужно оставить след после себя", или: "Не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д.", или: "Выполняй свой долг перед семьей и обществом" и т.д. и т.п. Но достоверность имеющихся фактов относительна (ввиду недоступности сегодня пространственных и временных масштабов этих событий); определения (с перечислением существенных признаков) понятия "разумная жизнь" не существует; аксиом (то есть утверждений, не доказанных, но с очевидностью подтверждаемых на практике) тоже нет из-за сложности соответствующих экспериментов; некоторые доказанные положения у нас имеются (законы диалектики, физики, химии, математики, биологии и т.д.), но они весьма отдаленно относятся к рассматриваемому вопросу, их одних для ответа недостаточно. Поэтому, если копнуть глубже, то все приведенные в кавычках утверждения - не более чем постулаты, то есть недоказанные и недоказуемые суждения, объясняющие одни факты, но игнорирующие другие. На этом основании мы можем сделать вывод, что логическое доказательство (без постулатов) какой-либо жизненной стратегии (полезной функции разумной жизни) - невозможно. То есть, мы сталкиваемся с явлением "логической недоказуемости ПФ разумной жизни", с которым мы, на сегодняшний день, "бороться" не можем.
Следовательно, человек может поступать как угодно, и осудить его действие (или бездействие) невозможно, так как нет эталона.
Поведение человека вызывается набором различных внутренних и внешних воздействий, из которых "переменным" (то есть тем, который мы, в данном случае, считаем возможным менять) является такое воздействие, как деятельность разума. А так как любое поведение является (при современном уровне знаний, точнее - "незнаний") бессмысленным, то деятельность разума приходится признать самоцелью разума. "Самоцельность" же есть определяющая (существенная, ПФ) характеристика такой формы деятельности разума, как игра. Следовательно, любая деятельность разума сводится, в конечном счете, к игре. То есть жизнь человека определяется, в значительной степени, игрой разума. Можно сказать, что любая разумная деятельность человека (с того момента, как его разум впервые "оторвался" от мыслей о еде и защите) является, по сути, игрой.
Другой важнейшей характеристикой игры, ее полезной функцией, является ее увлекательность. Поэтому "вторым измерением" человеческой жизни (вследствие наличия разума) является увлекательность тех игр, в которые человек играет в течение этой жизни. Следовательно, совершенствование человеческой жизни состоит (при условии отсутствия "действительной" ПФ разума, наличие которой пока невозможно доказать, но невозможно и опровергнуть) в увеличении отношения ее увлекательности к износу организма. Заметим сразу, что увлекательность далеко не всегда совпадает с эмоциями интереса и радости. Значит, есть игры, вызывающие интерес и радость играющего, а есть игры, ведущие к нарушению эмоциональной диеты. Правильная эмоциональная диета (30% интереса, 5% радости, 5% отрицательных эмоций, 60% нейтральных - скуки и удивления) сокращает износ организма, увеличивает его "пробег" за счет самовосстановления.
Важное понятие - игровые ресурсы и средства. К ним относятся здоровье, материальное благополучие, власть, опыт, знание, развитость интеллекта и т.д. Чем больше этих ресурсов, тем (при прочих равных условиях) увлекательнее может быть игра. Сам процесс накопления ресурсов (финансовых, физических, моральных и др., особенно - материальных) очень увлекателен. По признаку ресурсов игры бывают с уменьшением ресурсов (наркотики, невротические игры), с уменьшением одних и увеличением других, в частности, - приспособляемости (большинство "нормальных" жизней), с заметным увеличением ресурсов (при определенных условиях - бизнес, наука, политика и многие другие).
Идеальный конечный результат - бесконечно увлекательная игра при отсутствии износа организма или при его самовосстановлении.
Образ жизни, рекомендуемый с древности философами, а сегодня - психологами (внешне незаметная спокойная семейная жизнь, выращивание детей, занятие науками и физическими упражнениями) отвечает на вопрос, стоящий в знаменателе. Значит, нужно резко повысить увлекательность игры, не увеличивая (а может, и снижая) износ организма.
Почему человек выбирает ту или иную игру? Выбор человека определяется сложным комплексом биологических и социальных и внешних и внутренних факторов. Нередко игры, избираемые людьми, оказываются не самыми увлекательными, с нарушением эмоциональной диеты, к тому же - с сокращением игровых ресурсов. Не то, чтобы эти игры им нравились: просто на более увлекательные они не способны по разным причинам. Этим людям, вероятно, нужна психотерапевтическая помощь. Надо сказать, самоубийство - тоже, вероятно, очень увлекательная игра (если не самая увлекательная). Только заканчивается такая игра слишком быстро - факторы расплаты стремятся к бесконечности.
Существует масса увлекательных игр: в Цезаря, в Брута, в маршала Жукова и разведчика Исаева, в Эйнштейна, в рыцаря, в Р.Фишера, в А.Бомбара, в Ленина, в Петра I, в мужа (жену) и отца (мать), в свой бизнес, в главу семьи, в заводского рабочего и прочее, и прочее...
Соединив "увлекательности" всех этих игр (всех!) с щадящим режимом, стойким интересом и тихой радостью игры в Сенеку, Шопенгауэра, Юнга, Франкла, Канта и многих других, мы можем получить игру, по отношению увлекательности к факторам расплаты очень близкую к идеальному конечному результату...
Вообще-то, игры как единственная цель - "не от хорошей жизни". Повышать только увлекательность жизненной игры - очень похоже на изобретение более "долбящей", безопасной и дешевой водки для алкоголика. Действительно ли у человеческого разума нет "реальной" ПФ? Если это так, то нам остается только играть и совершенствовать наши игры. Но если ПФ у разума есть, то, чтобы не совершать "медленное самоубийство", нам следует выполнять ее.
Итак, нужно точно знать, есть ли ПФ у разума, и если есть, то какая?
ПФ системы определяется целью подсистемы. Поскольку разум, в нашем случае, величина "переменная" (то есть мы предполагаем, что его можно изменить, и ищем, для чего это нужно), то рассматривать целесообразно не ближайшую надсистему (семья, предприятие, район, город и т.п., а также индивид), и даже не дальнюю (биосфера, Земля, Галактика, Метагалактика), а "самую" дальнюю, "конечную" надсистему, то есть - бесконечную Вселенную. Ибо цели более близкой надсистемы могут противоречить целям более дальней, более общей. Следовательно, ПФ разума определяется целью бесконечной Вселенной.
Такой момент: если мы чего-то не видим, значит ли это, что его нет? Или же мы не видим этого потому, что не способны увидеть? Одно и то же следствие может быть у обеих причин. Поэтому невидимость, "непонимаемость" объекта еще не доказывает его отсутствия. Чтобы ответить на вопрос, есть объект или его нет, необходимо "увидеть" его отсутствие или наличие, то есть доказательство отсутствия объекта (в случае его отсутствия) требует того же, что и доказательство его наличия (в случае его наличия).
Так же и с целью Вселенной. Мы не видим ее. Значит, либо ее нет, либо мы недостаточно умны (или шире - недостаточно могучи), чтобы ее "увидеть", понять. Доказательство отсутствия (в случае отсутствия) цели у Вселенной также сложно, как и доказательство ее наличия (в случае наличия). Поэтому первой задачей при выявлении ПФ разума (или доказательстве ее отсутствия) является увеличение, развитие способностей человека до возможности узнать, "увидеть" цель Вселенной или доказать ее отсутствие.
Цель Вселенной ставится не каким-то "мировым разумом", "разумным космосом" и т.п. Эта Великая (Вселенская) цель невыразима в понятиях разумной жизни и даже просто живой природы. Более того, нельзя говорить даже о целях косного вещества. Речь следует вести о "цели" материи, представленной во всех трех известных нам формах своего существования, и в неизвестно скольких формах, нам не известных. Даже до того, чтобы представить себе это интегрированное "чудо", нам еще расти и расти...
Даже гении современного человечества используют всего несколько процентов возможностей своего мозга. Сомнительно, чтобы остальной грандиозный потенциал мог быть использован только в качестве резерва на случай поражения действующей части. Кажется вполне вероятным, что повышение "КПД" мозга до 80-85% позволит человечеству решить величественную задачу определения целей Вселенной или доказательства ее отсутствия. Кроме того, обретя могущество, позволяющее познать ПФ разума, мы приблизимся к могуществу, необходимому для выполнения этой ПФ.
Еще одна аналогия: разведка полезных ископаемых является необходимой составной частью их добычи. "Добычей" в нашем случае можно считать выполнение ПФ разума (если она есть, как и полезные ископаемые), а "разведкой" является развитие способностей человека до возможности познания цели Вселенной (скорее, это будет подготовкой "геологов") и само это познание.
Если у разума есть ПФ, нужно ее выполнять (это и будет третьим измерением жизни человека), если нет - человеку нужна хорошая игра. Если цель у Вселенной есть, то познание ее и требующееся для этого увеличение способностей человека следует признать началом выполнения ПФ разума, "прото-ПФ" разума. Если же у Вселенной нет цели, то такое дело (развитие способностей, познание мира) оказывается очень хорошей игрой, отвечающей всем требованиям хорошей игры - увлекательная, с низкими факторами расплаты, с обилием интереса и радости и с резким, мощным увеличением игровых ресурсов (прежде всего - интеллектуальных) в процессе игры.
Следовательно, такое занятие, как развитие человеческих способностей и познание Вселенной, выполняет две функции: игры и ПФ разума ("прото-ПФ"), причем функция игры выполняется одним из лучших способов, а полезная функция - наилучшим, практически единственным. Поэтому вклад в познание цели Вселенной следует признать наилучшей оптимальной целью жизни людей, смыслом человеческой жизни. Иначе говоря, не делать этого равнозначно самоубийству.
А теперь настало время вернуться к началу нашего разговора: при чем же тут гений?
Свершение или творение, изменяющее наши взгляды на мир, требует огромного труда и значительных способностей. Самому делу всегда предшествует (или же сопровождает его) огромная работа по развитию собственных способностей - напряженная учеба, самообразование, накопление опыта. Гений - это человек, упорным трудом развивший свои способности до уровня исключительности.
С другой стороны, познание Вселенной требует изменения многих наших представлений о мире - сдвига парадигм. А сдвиги парадигм - это работа гениев (по определению). Скажу больше - любое качественное изменение парадигмы людей - важный вклад, прямой или опосредованный (например, поэт или музыкант "ответственны" за вклад в воспитание, в развитие способностей людей), в познание Вселенной. Поэтому гений - это еще и тот, кто вносит наибольший вклад в познание Мира, Вселенной.
Получается, что выполнять "прото-ПФ" человеческой жизни - значит стремиться стать гением или, иными словами, играть в "Путь к гениальности". Кроме того, игра эта - очень увлекательная и отвечает всем требованиям "хорошей" игры. Иначе говоря, игра в "Путь к гениальности" обеспечивает высокие величины по всем трем "измерениям" жизни - большая продолжительность, высокая увлекательность и недосягаемая, безальтернативная полезность ("протополезность"), и, таким образом, обеспечивает максимальный, величайший объем жизни.
Ты спрашиваешь, зачем тебе быть гением? А большой ли у тебя выбор? Можно прожить максимально большую, стопроцентную жизнь, а можно объем своей жизни уменьшить. Второе называется самоубийством (пусть даже оно "медленное" - важен результат). Первого, при твоих способностях, ты можешь достичь только одним путем - Путем гения.
|
Они попрошайничают - мы работаем [М.Маркина]
Оля + Вова = ? [М.Маркина]
Доступна всем, дешевле булки [Т.Капитан]
Елена Довлатова рассказывает... [М.Недогарко]
Рассуждение о литературно-художественной критике [Д.Пэн]
Образ идеальной женщины: каким его представляли в России 100 и 200 лет назад [В.Смеюха]
Свобода совести в современных условиях [А.Фролова]
|