ОБРАЗОВАНИЕ
Александр Станько,
доктор филологических наук,
профессор кафедры истории журналистики
Ростовского госуниверситета

Проблемы журналистского образования

ребывание в Бишкеке, общение с преподавателями и студентами факультетов журналистики Кыргызстана убеждают, что проблемы журналистского образования у нас общие и решать их нужно сообща с учетом мирового опыта и национальных традиций.
          К числу важнейших проблем относится создание системы многоуровневой подготовки журналистов, которая внедряется в Ростовском университете и журналистских вузах Кыргызстана.
          Осуществление программы многоуровневой подготовки журналистов в Ростовском государственном университете предполагает тесную связь вуза и школ, совместную разработку системы дополнительных спецдисциплин гуманитарного цикла для школьников и программы их профессиональной ориентации, преемственность и непрерывность в образовательной деятельности.
          Целесообразность формирования многоуровневой системы образования определяется, наряду с такими факторами, как приведение в соответствие отечественной и мировой практики, создание условий высококачественной подготовки специалистов, также и необходимостью воссоздания традиционной для России, но утраченной связи и преемственности гимназии и университета.
          Гимназия гуманитарного профиля является начальным звеном в системе многоуровневой подготовки специалистов для различных областей культуры. Личностная ориентация образовательно-воспитательного процесса, его направленность на овладение учащимися основами национальной культуры, а через нее - общечеловеческими ценностями, гуманистическое и эстетическое содержание изучаемых предметов, их вариативность и альтернативность создают перспективу для осознанного выбора старшеклассниками будущей профессии.
          В этой связи довузовская подготовка учащихся, приобщение их к основам будущей профессии является одной из важнейших задач факультета филологии и журналистики Ростовского госуниверситета, который строит свою образовательную политику с опорой на среднюю школу" с ориентацией на подготовку будущих абитуриентов в стенах гимназий, лицеев, специализированных классов.
          По инициативе декана факультета филологии и журналистики профессора Е.А.Корнилова и директора гимназии № 2, выпускницы того же факультета, ныне кандидата филологических наук Д.Д.Матвеевой пять лет назад был создан при ростовской гимназии и 2 филологический класс, в котором профессора и доценты университета дают учащимся начала специальных знаний, профессиональную ориентацию, навыки самостоятельной научной и практической деятельности. Выпускники филологического класса пополняют ряды студентов филологов и журналистов РГУ, ныне их на факультете свыше сорока.
          Формируемый из числа старшеклассников на основании их пожеланий и способностей филологический класс имеет целью осуществить оптимальный переход от школьной к вузовской системе обучения, выявить и развить профессиональные навыки учащихся, обеспечить стабильность контингента абитуриентов факультета.
          Филологический класс является одной из форм творческого взаимодействия учителей и вузовских преподавателей, старшеклассников и студентов, своеобразным научно-методическим центром по разработке и внедрению инновационных проектов, проведению совместных научно-практических конференций и методических семинаров, базой для повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства.
          Гимназисты филологического класса изучают следующие предметы: античную литературу, фольклор, стилистику русского языка, историю и теорию мировой литературы, грамматику английского языка, введение в специальность, фотодело, компьютерную грамоту, тележурналистику, ориентированные на дальнейшую подготовку бакалавров в гуманитарных вузах. Важную роль играет профессиональная подготовка. Учащиеся публикуют свои материалы в городских газетах, выступают с докладами на студенческих научных конференциях. Они выпустили номер многотиражной газеты факультета "Молодой журналист", сняли телефильм о гимназии.
          Открытие специализированных гимназических классов является важной ступенью на пути интеграции средней и высшей школы в единую систему. Тем самым открывается возможность качественных изменений в вузовском обучении: увеличение объема самостоятельной работы студентов, индивидуальный график сдачи экзаменов и зачетов, дифференцированная подготовка высококвалифицированных специалистов. В свою очередь, получившая апробацию в вузах идея свободного выбора системно ориентированных спецкурсов и индивидуальная работа преподавателя со студентом как основа профессионального совершенствования личности может найти и находит применение в старших классах гимназии.
          На базе гимназии № 2 прошли городские научно-практические конференции: "Совершенствование гуманитарного образования в школе и вузе", "Современные образовательные технологии", "Проблемы культуры, этноса, экологии в образовательно-воспитательном процессе", в которых участвовали учителя школ и преподаватели вузов Ростова. Цель регулярно проводимых конференций - обобщение и распространение творческого поиска педагогов, направленного на совершенствование учебного процесса.
          В тезисах доклада декана факультета филологии и журналистики профессора Е.А.Корнилова на тему "Интеграция гимназического и университетского обучения. Опыт и перспективы" намечена программа единого подхода к содержанию, методике и новым технологиям образования в школе и вузе: "Принципиально новой идеей, выдвигаемой впервые, является разработка государственного стандарта, в соответствии с которым на основе школы-гимназии может быть поставлено обучение уровня бакалавриата с выдачей диплома государственного образца" Бакалавриат может быть реализован при условии развертывания спецкурсов, проводимых в 10-11 классах гимназии, в полноценные курсы по вузовской программе и двух-трех лет дополнительного обучения, реализуемых в основном силами сотрудников факультета. Разработка единого учебного плана, методик и технологий позволит преодолеть существующий сегодня разрыв между школьным и вузовским обучением".
          Таким образом, осуществляется ломоносовская идея о том, что каждый университет должен иметь свою гимназию, и находит практическое решение проблема непрерывного образования. Разработанный коллективом гимназии № 2 инновационный проект на тему "Концепция гимназии гуманитарного профиля в условиях перехода вузов России на многоуровневую систему обучения" отмечен Грантом фонда Сороса.
          В настоящее время подготовка, которая ведется в Ростовском государственном университете по специальности "Журналистика", представляет собой многоуровневую систему. Первая ступень "бакалавр журналистики" со сроком обучения 4 года имеет целью общеобразовательную подготовку специалистов, которая включает в себя дисциплины: I/ гуманитарные и социально-экономические - "Философия", "Экономические учения", "Политология", "Логика", "Основы государства и права", "Общая и социальная психология", "Современные международные отношения", "Теория и методы социологии", "Отечественная история", "История искусств", "Литературно-художественная критика", "Мировые религии", "Теория литературы", "История отечественной литературы", "История зарубежной литературы", "Современный русский язык", "Иностранный язык", "Физическая культура";
          2/ Общие естественнонаучные дисциплины - "Экология", "Концепции современного естествознания", "Информатика", "Экономическая география", "Дисциплины по выбору"; З/ Фундаментальные дисциплины по журналистике - "Стилистика", "Литературное редактирование", "Основы журналистики", "Теория и методика журналистского творчества"; "История отечественной журналистики", "История зарубежной журналистики", "Экономика СМИ", "Дисциплины специализации".
          Обучение завершается государственным квалификационным экзаменом. Бакалавр журналистики должен иметь литературные, творческие способности, обладать развитым образным мышлением, владеть системой изобразительно-выразительных средств журналистики. Он способен решать следующие профессиональные задачи: I/ подготовить и написать заметку, корреспонденцию, комментарий, интервью, теле- радиосюжет, передачу;
          2/ заказать материал нередакционному автору, помочь его подготовить, отредактировать текст; З/ уметь работать с читательской почтой; 4/ отобрать и подготовить сообщения, поступающие из информационных служб; 5/ провести "круглый стол", "прямую линию" и другие акции; б/ вычитать гранки, полосы; сделать монтаж записанного, отснятого материала, работать с изобразительной информацией, электронной техникой; 7/ подготовить обзор номера для "летучки"; 8/ наладить взаимодействие с организациями, учреждениями и общественностью для решения конкретных редакционных задач; 9/ подготовить обоснование для социологического исследования аудитории, опроса общественного мнения, использовать социологическую информацию и методы для выполнения своих профессиональных задач.
          Лица, имеющие степень бакалавра, могут по собственному желанию продолжать обучение на дипломированных специалистов /срок обучения один год/ или на магистров /срок обучения два года/.
          Содержание обучения дипломированного специалиста-журналиста предполагает подготовку по специальностям, ориентированным на конкретный объект производственной деятельности в системе средств массовых коммуникаций. Предусматривается изучение комплекса теоретических, специальных. и прикладных дисциплин, а также прохождение практики в соответствии с избранной специальностью: газета-журнал, радио-телевидение, редакционно-издательское дело. Наряду с фундаментальными дисциплинами направления - "Теория информации и массовой коммуникации", "Новейшие средства МК", "Международная журналистика", "Теория и методы социологии в журналистике" и др. предусматриваются дисциплины по блокам специализации: газеты-журналы - "Работа секретариата редакции", "Искусство и техника газетного дизайна", "Фотожурналистика", "Активные стилистические средства в газете" и пр.; радио и телевидение - "Новые формы журналистской работы на ТВ и радио", "Журналист в кадре (вопросы этики), "Жанры теле- и радиожурналистики", "Реклама в СМИ" и пр.; редакционно-издательское дело - "Виднейшие русские книгоиздатели", "Редактор в издательстве", "Искусство оформления книги", "История книгоиздательства" и т.п.
          Дипломированный специалист-журналист подготовлен: 1/ для творческой и организаторской работы в газетах, журналах, на телевидении, радио, в информационных агентствах, издательствах в должности заведующего отделом или его заместителя, старшего редактора или редактора издательства, ответственного секретаря или его заместителя; 2/ для организаторской и литературной работы в государственных и административных учреждениях в должности референта, руководителя рекламных подразделений; З/ для работы в должности старшего лаборанта или лаборанта журналистских кафедр.
          Программа подготовки магистра предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. В Ростовском университете магистр, специализирующийся в области научной и педагогической деятельности в высшей школе, может избрать следующие направления: теория журналистики, история журналистики, язык СМИ. При этом он овладевает, помимо гуманитарных и социально-экономических дисциплин, такими специальными дисциплинами, как история и типология СМИ, методология и методика научных, исследований, современные теории журналистики" паблик рилейшнз, маркетинг, тенденции развития мировой культуры, современные образовательные технологии, роль новейших технических средств образовании и др. После защиты магистерской диссертации выпускник может работать ассистентом в вузе, продолжать обучение в аспирантуре.
          Эффективность обучения журналистике в вузе в значительной степени зависит от организации практики. В основу обучения должен быть положен принцип непрерывной практики студентов, который строится на сочетании летней практики с отрывом от занятий и практики текущей, вписывающейся в учебный процесс. В Ростовском университете функционирует система сквозной практики: учебно-ознакомительная /I курс/, производственная /2,3 курсы/, практическая работа по индивидуальному мастерству /4 курс/, производственная /5 курс/, педагогическая /магистратура/.
          Помимо аспирантуры и докторантуры" основными компонентами системы непрерывного журналистского образования являются: система повышения квалификации для исследователей, преподавателей; система послевузовского повышения квалификации, переподготовка журналистов-практиков.
          Для решения комплекса задач, связанных с функционированием системы непрерывного журналистского образования, в структуре факультета целесообразно существование центра по повышению квалификации, переподготовке работников СМИ /на базе маркетинговых кадровых исследований, заказов редакций/. Такой структурой в Ростовском государственном университете является Международный институт филологии и журналистики /МИЖИФ/ , его адрес :344006 г. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, I50/.Работа центра переподготовки журналистов, организованная на коммерческих началах, может осуществляться как непрерывно в самом учебном заведении, так и при организациях Союза журналистов, в других вузах. Возможна краткосрочная подготовка и переподготовка журналистов /курсы, циклы/ в специальных группах или по индивидуальным планам, а также организация выездных лекториев, семинаров, практикумов.
          Важным условием функционирования системы непрерывного образования является обеспечение учащихся необходимой учебно-методической литературой. К сожалению, в области журналистики издается таких работ немного. В этой связи нельзя не отдать должное усилиям руководителей фонда Сороса в Кыргызстане /исполнительный директор А.Мадеюев, руководитель программы А.Галямова/, активно снабжающих журналистские вузы республики новейшей специальной литературой, опубликованной в российских и других вузах. Ростовский госуниверситет поставил в Кыргызстан 13 наименований учебных пособий по истории и теории журналистики, изданных в течение двух последних лет /см. приложение № 1/.
          Наличие специальной литературы позволяет решить главную задачу вузовского образования: научить студента учиться. В этой связи основное внимание преподавателей сосредотачивается на организации самостоятельной работы студентов, контроле за нею, вооружении студентов современными методами и методиками журналистской деятельности и исследовательской работы. С таким расчетом были составлены программы спецкурсов по "Основам теории журналистики" и "Истории русской журналистики 18-19 веков", прочитанных в Бишкеке студентам-журналистам профессорами Ростовского университета /см. приложения № 2,3/.
          Для преподавателей журналистских факультетов Кыргызстана ростовские ученые провели семинарские занятия по методике исследования журналистики и современным педагогическим технологиям /см. приложение № 4/. Названная проблематика относится к числу наименее освещенной в научной и учебной литературе но журналистике. На практических занятиях профессор А.И.Акопов познакомил слушателей с опытом издания электронной газеты Ростовского университета. Участники семинара подготовили очередной выпуск электронной газеты с информацией об итогах своей работы.
          Организованный Фондом "Сорос-Кыргызстан" семинар по "Программе поддержки СМИ" для преподавателей и циклы лекций для студентов факультетов журналистики Кыргызстана подтвердил целесообразность внедрения системы непрерывного журналистского образования, необходимость активизации самостоятельной работы студентов, эффективность продуманной системы обеспечения учебного процесса научной и методической литературой. Обретенный опыт может найти применение в других вузах при решении проблем журналистского образования, от успехов которого зависит современное состояние и будущее средств массовой коммуникации.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]

Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высокопрофессиональная работа? [Н.Пелихов]

Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]

Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]

Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]

Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]

Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]

Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]

Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 19 [25] 8 октября 1999 г. Вернуться в содержание