Нуржамал Аманкулова,
преподаватель кафедры печати факультета журналистики
Кыргызского национального госуниверситета

Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана

урналистика Кыргызстана сегодня находится на переходном этапе своего развития. Это очень сложный и довольно длительный период. Он начался с начала 90-х годов и продолжается до сегодняшнего дня. Переходный период был вызван изменением общей политической и экономической обстановки в стране. В начале 90-х г.г. произошел развал единого информационного пространства. Это, в свою очередь, отразилось и на состоянии СМИ.
          Это было время количественного роста СМИ. Стало очевидным, что функционировать по-прежнему СМИ не могут, ведь СМИ должны первыми реагировать на изменения в республики, отражать существующую действительность. Если в начале 90-х говорить о фестивалях и других масштабных мероприятиях было просто бессмысленно, то в 97-м году была реализована идея Первого Национального Телевизионного Фестиваля. Несмотря на слабую материальную базу, отсутствие средств, в данной сфере имеются все признаки демократии и обновления, поиска нового видения процесса реформ в Кыргызстане. Сегодня в Кыргызстане есть ТВ-студии, которые имеют собственную продукцию, сделанную на профессиональном уровне. Это, например, "Ордо", "Бешкемпир", "Эпос". Созданы независимые телерадиокомпании, которые дают достоверные факты, своевременную и объективную информацию, создают хороший фон развития информационного поля в Кыргызстане. Это положительно влияет на ход и развитие реформ. Первой независимой от государства стала созданная в 1997 г. ТРК "Пирамида". Качество вещания было очень низким, на вновь возникших СМИ работали непрофессиональные журналисты, не имеющие опыта работы на независимых СМИ. Сегодня заметно повысился профессионализм СМИ. Намечаются тенденции роста не количества, а качества. СМИ работают в режиме конкуренции, что приводит к повышению их качества, профессионализма.
          Сегодня аудиовизуальные СМИ, несмотря на все трудности, - одна из немногих сфер в Кыргызстане, которая не сворачивает объемы, а растет. Особый пик развития пришелся на 1995-97 г.г. 1999 г. добавил несколько новых штрихов, отражая как противоречивость, так и динамизм процесса развития. Несмотря на социально-экономические трудности последних лет, Кыргызстан продолжает развивать техническую базу распространения телевизионного сигнала, увеличивая каждый год хоть на немного технический охват населения телевещанием. У радиостанций сейчас достаточно сложный период развития. Сегодня по Республике функционирует более 20 независимых радиостанций. Практически все они вещают в FM-диапазоне. Сложности и ограничения, вызывающие затруднения развития радиорынка связаны с нехваткой FM-приемников у населения. В основном все крупные радиостанции сосредоточены в Бишкеке, их волны распространяются только на территории Чуйской долины. А значит, охватить такую большую территорию просто невозможно.
          В последние годы наметилась тенденция количественного роста радиостанций. Это вызвано тем, что много тратить на оборудование и программное обеспечение не нужно. Радио дешевле телевидения. Соответственно, конкуренция на радио выше. Поэтому и нужна жесткая специализация радиостанций. Не может быть "радио для всех". Требуется вычленить конкретную группу населения, на которую ведется вещание.
          Сегодня делаются попытки в этом направлении, например, "Авторадио" - для автолюбителей, "Эхо Бишкека" - делает акцент на новости, но в большинстве своем радиостанции в своей работе ориентируются как раз на всех. На сегодняшний день в Кыргызстане несомненными лидерами являются две радиостанции "Европа+" и "Русское радио". Особенность радио "Европа +" заключается в том, что вещает все-таки "для всех", выделяя определенное время на конкретные группы слушателей. На сегодняшний день в Кыргызстане практически отсутствует радиожурналистика, потому что в основном пользуются популярностью только ретранслируемые каналы, с некоторыми вставками кыргызстанских ди-джеев. Эфир сегодня заполонила музыка, конкурентоспособными оказались только развлекательные программы. Несколько иначе обстоит дело с печатью. Советская модель прессы давала возможность СМИ процветать, несмотря на гнет и цензуру. Поголовная грамотность в сочетании с искусственным дефицитом на новостную информацию создали такой информационный голод, который с установлением демократического режима привел к невиданному в истории и в мире взлету тиражей. Тиражи издаваемых газет перекрыли покупательную способность населения. Только за 1992-1994 в Министерстве юстиции Кыргызской Республики было зарегистрировано свыше 300 печатных изданий.
          Насыщение информационного голода привело к катастрофическому падению тиражей в 93-м - 94-м г.г. Эта тенденция имеет также и экономический, и социальный характер. Очевидна связь падения тиражей и снижения покупательной способности населения, когда большинство семей не могли позволить себе покупать газеты или журналы.
          Другая причина снижения тиражей - затухание того жгучего читательского интереса к новостной и общественно-политической информации, который был характерен для нашего сообщества конца 80-х годов. Такая ситуация сложилась в начале 90-х г.г., но сейчас наблюдается новая тенденция - перенасыщение аудитории развлекательными материалами. Заметно возрастает интерес читателей к новостным материалам, к общественно-политической информации.
          Из сотен газет и журналов, зарегистрированных в начале 90-х годов прочную позицию в медиа-пространстве занимают лишь десятки. Например, не выходят газеты "Мир стоматологии", "Мол Булак", "Бишкек-Рейтинг", "Из рук в руки" и многие другие. В настоящее время, в отличие от начала 90-х г.г. наблюдается тенденция не количественного, а качественного роста печатной продукции. Отличительной чертой сегодняшних СМИ является то, что издатель или редактор ориентируется на потребителя (читателя, зрителя или слушателя). Для этого проводятся различные опросы, исследования. СМИ работают для конкретного человека, а не для серой массы.
          На сегодняшний день показателем развитости СМИ Кыргызстана является то, что в них могут обсуждаться даже оппозиционные правительству мнения и идеи (газета "Асаба", "Республика"). Кроме того, СМИ охвачены практически все стороны жизни. Есть специализированные издания для молодежи, для детей, а также для тех, кому необходима экономическая и деловая информация, экологические издания, газеты, освещающие криминальную обстановку в Республике и другие.
          Развитие журналистики Кыргызстана характеризуется двумя, казалось бы, противоположными тенденциями. С одной стороны, это регионализация, связанная с процессом уменьшения роли местных административно-территориальных образований; с другой - глобализация информационно-пропагандистских комплексов и систем. Первая тенденция находит свою реализацию в том, что в Кыргызстане произошла смена приоритетов в оценке центральных и региональных (местных СМИ). Например, большей популярность у читателей пользуются центральные газеты, такие как "Вечерний Бишкек", "Слово Кыргызстана". Эти издания распространяются на территории всей Республики. Читатель хочет знать не только о том, что происходит у него в районе, он хочет также знать о событиях, происходящих и в других районах Республики. Как правило, местные газеты не удовлетворяют этим требованиям.
          Например, в г. Оше популярна газета "Вечерний Ош". Это городская общественно-политическая газета, но все же большей популярностью пользуется "Слово Кыргызстана". Как правило, местные газеты очень мало уделяют новостным материалам. Например, основные рубрики газеты "Эхо Оша" (г. Ош) - дисциплина, порядок, ответственность; собеседник; для нас с вами; штрихи к портрету; мозаика интересных фактов. Газета не пишет о каких-то фактах, не дает оперативную информацию.
          Сейчас во всем мире наметилась тенденция концентрации СМИ, создание информационных империй. В Кыргызстане этот процесс еще только начался. Концентрация СМИ дает целый ряд положительных эффектов: возможность масштабных и дорогостоящих медиа-проектов, углубление журналистских расследований, кооперация и специализация журналистского труда, что объективно может приводить к повышению качества СМИ. С другой стороны, во всем мире признано, что концентрация и стремление к монополизму в сфере СМИ - это процесс весьма опасный, препятствующий свободе слова, плюрализму мнений, ограничивающий формирование общественного мнения. Чем выше концентрация СМИ, тем меньше возможностей получить разнообразную информацию по одному тому же вопросу . Иначе, в чем отличие СМИ, сконцентрированных у государства или СМИ, которыми владеет один человек, пусть это будет и не государство. Дело в том, что будет диктоваться информационная политика одного человека - хозяина СМИ. В Кыргызстане нет монополии на СМИ, этот процесс еще только начался. Например, два самых популярных радио в Кыргызстане "Европа+" и "Русское радио" принадлежат одному владельцу. У газет также существуют различные приложения. Монополизация СМИ приводит к потере их независимости. Хотя сегодня во всем мире признано, что без свободных СМИ нет свободного политического строя. Раз демократия включает в себя публичные дебаты и открытое принятие решений, то крайне существенным становится свободный обмен идеями, мнениями и информацией. Газеты, журналы, радио и ТВ служат как средством проведения дискуссий, так и источником информации, на основе которой могут приниматься те или иные решения.
          Журналисты, политики и официальные лица должны постичь нелегкое искусство взаимодействия в условиях свободного и открытого общества. Даже в обществе с давними демократическими традициями действия представителей этих профессий носят характер борьбы. В молодой же демократии задача научиться этому стоит еще более остро и настоятельно. Нереалистично ждать от журналистов профессионально непогрешимых суждений в обществе, которое лишь недавно стало свободным. На переходе от былых репрессий к шоку рыночной экономики, общество, как правило, располагает ограниченным количеством общепринятых этических норм. Законодательные основы гражданского общества пока еще слабы, а возможности для коррупции многочисленны. Понятно, что свобода подразумевает право на ошибки. Потребуются годы учебы и повторения ошибок для того, чтобы появилась ответственная и объективная журналистика. В процессе этой учебы журналистам придется понять, чего хотят и чего ждут от них официальные лица, а тем, в свою очередь, придется научиться уважать профессиональные требования журналистов. Одним из многообещающих подходов к этой проблеме считается проведение семинаров с использованием ролевых игр и гипотетических ситуаций, цель которых - научить журналистов, официальных лиц и политиков тому, как им вести себя друг с другом. СМИ сегодняшнего дня работают в совершенно новых условиях, внедряют инновационные методы работы, осваивают новые технологии. Они вынуждены функционировать по-новому. Эта "новизна" обусловлена не только тем, что страна выбрала путь демократического развития. Одним из самых мощных факторов, воздействующих на журналистику, преобразующих ее характер, стало развитие информационных технологий: видео, кабельного ТВ, спутникового ТВ, компьютерных баз данных, Интернет, мультимедиа. Доминирующим фактором современного развития цивилизации является феномен, который часто называют "информационной революцией". Информационная революция - это результат двух параллельно развивающихся процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования накопления и распространения информации. Современная информационная революция приводит к тому, что средства массовой информации приобретают не только транслятивную функцию, но становятся средствами массовой коммуникации, объединяющими традиционные СМИ - печатные, звуковые, телевизионные (эфирное, кабельное, спутниковое вещание), а также компьютерные системы передачи массовой информации по телекоммуникационным сетям. Уже сегодня информация, циркулирующая в глобальной сети Интернет, превышает все имеющиеся ресурсы традиционных СМИ. В индустриально развитых странах через компьютерные сети человек имеет возможность получить существенно больше информации, чем через традиционные СМИ. Поэтому развитие СМИ, процессов информатизации, развитие компьютерных информационных систем и сетей массовых коммуникаций уже сегодня необходимо рассматривать в неразрывном единстве. Принципиально важное для современного этапа развития общества значение средств массовой информации и коммуникации заключается в том, что их использование может существенно содействовать решению глобальных проблем человечества, прежде всего, связанных с необходимостью преодоления кризисных явлений. Ведь методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных техногенных аварий, представляющих повышенную опасность для общества.
          СМИ стали важнейшим средством повышения эффективности управления практически во всех сферах человеческой деятельности. В индустриально развитых странах пришли к осознанию того, что от степени развития СМИ зависит способность различных организационных структур решать свои задачи. Тенденции развития информационной сферы и СМИ показывают, что основной вектор развития мировой цивилизации лежит именно в этой сфере и результатом происходящей в XX веке информационной революции станет новый тип демократического общества - информационное общество. И, несомненно, роль СМИ в этих процессах будет первостепенной. Так как именно СМИ - являются связующим звеном между структурами власти и обществом. СМИ должны способствовать установлению конструктивного открытого диалога между ними. Какими будут СМИ 21-го века во всем мире, и в частности, в нашей Республике? На этот вопрос ответить достаточно сложно. Возможно, что в новом веке будут иметь место новые формы СМИ, например, объединяющие все ныне существующие. Одно несомненно: главные качества СМИ 21-го века - профессионализм, оперативность, качество и достоверность передаваемой информации. Их роль в новом тысячелетии будет первостепенной. Их прогрессивное развитие будет зависеть от молодого поколения журналистов с новыми взглядами и идеями, новым видением проблем.

Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
© Аманкулова Нуржамал Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал