Кирилл Кучеров,
аспирант кафедры средств массовых коммуникаций
Ростовского госуниверситета
Кирилл Кучеров

Важнейшие этапы становления теории менеджмента СМИ

озможно, с философской точки зрения ранние теории менеджмента как науки управления кажутся сейчас слишком узкими и зависимыми от жесткой регламентации как менеджеров, так и служащих. Тем не менее, многие из них до сих пор влияют на практику современного управления. Чтобы понять поведение нынешних руководителей СМИ, необходимо провести исторический анализ.
          Основателем теории, в соответствии с которой стремление индивида к труду почти исключительно продиктовано денежным вознаграждением, был Адам Смит (1723-1790). Он не уделял внимания другим сторонам человеческой сущности, действительным нуждам работников помимо оплаты - нуждам признания, востребованности. Сегодня подобный однонаправленный подход к мотивированию сотрудников СМИ может стать катастрофическим. Чтобы эффективно мотивировать служащих, необходимо удовлетворять очень широкий спектр их потребностей. Тем не менее, многие менеджеры СМИ все еще пытаются мотивировать своих работников, основываясь на ошибочном убеждении, что деньги способны решить все проблемы с персоналом [1].
          Фредерик Тейлор (1856-1915) и его современники, в частности, Генри Гантт, а также Фрэнк и Лилиан Гилбрет, разработали теорию, известную под названием "научный менеджмент". Эта теория, хотя и во многом дискредитированная, сегодня все же преобладает в некоторых отраслях СМИ. Тейлор, работая в компаниях "Ю.С.Стил" и "Форд Мотор Компани", критиковал неэффективность производства с научных позиций, включающих понятие сдельной платы рабочим. Это привело к созданию многолинейного подхода к массовому производству. Тем не менее, Тейлор, как и Смит, считал экономическое вознаграждение первичной мотивацией труда; он сознательно игнорировал обязанность менеджера помочь своим служащим удовлетворить другие, в том числе психологические нужды. В наше время обезличенный подход к служащим как к многопрофильным автоматам неэффективен в бизнесе СМИ.
          Макс Вебер (1864-1920) увидел большую эффективность в использовании организационной структуры как связующего звена для отдельных фрагментов трудовой деятельности, четко выделяя иерархию власти, распределяющей узкоспециализированные рабочие места для всех сотрудников. Вебер и другие теоретики того времени создали административную, или бюрократическую школу менеджмента, главным постулатом которой было то, что корпоративная бюрократия, действующая по жестко установленным правилам, универсальна - даже обезличенная - в отборе, продвижении и дисциплинировании сотрудников.
          Это следует из общей концепции М.Вебера, который, в противовес концепции одномерного расслоения К.Маркса, первым провел различие между классами и статусом групп [2]. Он выделил три критерия расслоения - экономика, власть и престиж, а в соответствии с этим три единицы стратификации - класс, партия и статусная группа. Свою статусную группу, или страту, образуют и журналисты, объединенные одинаковым престижем, находящиеся в одинаковом положении общественного признания.
          Прорыв в технологиях современного управления произошел в 20-х гг. ХХ века. Исследователи осознали, что человеческие отношения в сфере труда не менее важны для эффективности чем, к примеру, физические условия, и что эти отношения не ограничены функцией связующих звеньев внутри организации. Стало ясно, что в любой компании есть большое количество неформальных групп и подгрупп и что менеджер должен понимать потребности каждой из них. Т.е. чтобы мотивировать служащих, необходимо нечто большее, чем деньги. Так родилась теория человеческих отношений в менеджменте [3].
          Частично это исследование было выполнено Джорджем Майо (1880-1949) и его коллегами в компании "Вестерн Электрик Компани" в Готорне (штат Нью-Джерси). Оно получило название "готорнское исследование". Майо и его коллеги Абрахам Маслоу (1908-1970) и Честер Барнард (1886-1961) внесли большой вклад в развитие теории о том, что личность и потребности каждого служащего уникальны и что ни один подход, основанный на одном только мотиве, особенно касающемся исключительно экономического вознаграждения, не будет полностью успешным для большого количества служащих. Эффективное управление исходит из понимания того, что каждый работник - индивидуальность. Это ключевая концепция для менеджера творческих сотрудников редакции [4].
          Новые течения теории менеджмента появились в 40-х гг. и остаются центральными и сегодня. Это так называемые "теория случайности", "теория систем" и т.д. Ученые-бихевиористы изучали потребности работающего индивида и способы его более успешной мотивации. В результате многие ведущие СМИ сегодня имеют в своем штате психолога, который помогает в разработке внутренней структуры и политики подбора кадров. Научный подход к мотивации служащих - неважно какого количества, 10 или 1000 - позволяет создать среду, свободную от жестких рамок, стимулирующую каждого работника развивать личную ответственность и участвовать в процессе принятия решений.
          Все приведенные выше концепции влияют на способ организации многих единиц СМИ. Ориентация служащих на узкоспециализированную работу состоит в том, что специализация ролей деятельности ведет к повышению эффективности. Тем не менее, современные управленцы не должны создавать косную организацию, в которой трудящихся обезличенно распределяют по рабочим местам. Жесткие разграничения организационной структуры могут привести к возникновению барьеров между отделами, к препятствию на пути полностью интегрированного управления, столь необходимого для эффективного функционирования СМИ.
          В противоположность абсолютизму ранних теорий менеджмента появилась "теория случайности", и сейчас она используется многими СМИ для достижения гибкости в управленческой практике. Основа ее - ситуационный подход, когда менеджеры отождествляют свои методы с внешними и внутренними ситуационными изменениями СМИ. Например, рынок СМИ - условия конкуренции в нем могут меняться, и так же должны изменяться журналистские и деловые потребности.
          Другая концепция - "теория систем" - гласит, что менеджеры должны добиваться объединения усилий всех подразделений организации. Ни проблема, ни возможность не вытекает из одной только причины - вот главный постулат этой теории. И, исходя из одной этой причины, нельзя принимать решения. Этот подход особенно применим к СМИ, потому что менеджеры должны преодолеть традиционные барьеры, создаваемые в компаниях между отделами. Эти барьеры мешают многим СМИ создать интегрированную команду управления столь необходимую сегодня на рынке. "Теория систем" утверждает, что менеджеры должны быть осторожны в отношении любого внутреннего развития какого-либо одного отдела, которое повлияет на деятельность компании СМИ в целом, и предпринимать адекватные меры для развития других отделов.
          Иллюстрацией применения "теории систем" стало внедрение в тактику управления СМИ концепции маркетинга, которая предполагает объединенные усилия всех без исключения отделов компании - новостного, рекламного, производственного, отдела по распространению. Долгое время схема рыночной активности СМИ была достаточно примитивна: прессинг рекламы заставлял выделять наибольшее место для рекламы и распространять свой продукт в максимально возможных объемах - тираже, охвате вещания. И лишь сравнительно недавно, гораздо позже компаний в других областях производства, СМИ по-настоящему занялись продвижением своего продукта. Таким образом, на первый план вышла концепция маркетинга, в основу которой положена ориентация на потребителя, То есть продукция СМИ - новости - стали рассматривать как любой другой продукт, ориентированный на потребителя [5].
          Многие сотрудники СМИ воспринимают маркетинг отрицательно. Это отношение особенно характерно для редакционных журналистов, многие из которых считают, что на политику редакции не должны влиять факторы экономического выживания на жестоком коммерческом рынке. Для них новость - это не товар, который нужно собирать, упаковывать и продавать, а скорее нечто священное, спускаемое сверху небожителями. Тем не менее, все современные издатели, вещатели и другие руководители СМИ подтверждают на практике один и тот же факт: все они добились успеха, действуя по плану, ориентированному именно на потребительские нужды, организующему и интегрирующему все ресурсы компании, и направленному на следование рыночной необходимости. Этот опыт показывает, что маркетинг необходимо знать для эффективного управления, независимо от того, что для вас является приоритетом - качество журналистской работы или коммерческий успех


1.James H.Donnelly Jr., James L.Gibson and John M.Ivanchevich. Fundamentals of Management. Dallas: Business Publications, 1978. P.23 Вернуться в текст
2.См. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма//Избр.соч. М.,1990 Вернуться в текст
3.Conrad C.Fink. Strategic Newspaper Management. Allyn & Bacon, 1996. P.79.Вернуться в текст
4.Maslow Abraham H. Motivation and Personality. NY: Harper and Row, 1954.Вернуться в текст
5.Conrad C.Fink. Strategic Newspaper Management. P.80.Вернуться в текст

Основные принципы современного телевизионного менеджмента [К.Кучеров]
"Частным лицом и на частные средства": "Кубань" купца Мойсеенко [Ю.Лучинский]
Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ [Е.Пленкина]
Альманах как социокультурный тип периодики [И.Прохорова]
Проблемы типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал