ОБРАЗОВАНИЕ
Алла Беспалова Алла Беспалова,
зам. декана факультета филологии и
журналистики Ростовского госуниверситета,
менеджер проекта, доцент

Ростов-Дортмунд
(межуниверситетские контакты по журналистскому образованию)

акультет филологии и журналистики РГУ имеет с Дортмундским университетом Германии давние связи. Из года в год, несмотря на все проблемы и политические передряги, продолжались научные контакты с немецкими учеными, которые всегда охотно приезжали в Ростов. Проводились международные конференции, выпускались совместные книги, читались лекции для студентов. Очевидно, благодаря именно тому, что эти связи всегда имели реальную отдачу и солидные результаты, в 1998 году наш факультет вместе с Институтом журналистики Дортмундского университета выиграл грант ДААД (Германской Службы Академических Обменов) по программе им. Александра Герцена. Научными координаторами проекта стали: с российской стороны - проф. Е.А.Корнилов, с немецкой - проф. Г.Рагер. Эта совместная работа рассчитана на три года и нацелена на проблемы социально-эмпирических исследований журналистики.
          На начальном этапе в основном были задействованы ученые и педагоги - создавалась программа исследований, разрабатывался социологический инструментарий, преподаватели немецкого языка прошли интенсивную стажировку в Дортмунде. А с апреля 1999 года начали активно трудиться и студенты. Для них были организованы курсы немецкого языка с углубленным изучением специальной лексики. Каждую неделю по 6 часов интенсивных занятий, плюс самостоятельная подготовка, и это все дополнительно к обычной нагрузке. Далеко не все студенты смогли выдержать такой рабочий график, некоторые сошли с дистанции уже через месяц.
          Параллельно с этим студенты-участники проекта прослушали курс "Социология журналистики" и готовились к анкетированию читателей региональной газеты "Крестьянин". Это издание было выбрано не случайно: ростовский еженедельник "Крестьянин" относится к числу тех немногих российских газет, которые верят в возможность продуктивного сотрудничества с учеными, его редакция активно изучает свою аудиторию, а многие наши студенты проходят в нем практику. Иными словами, интересы всех сторон полностью совпали.
          В мае было проведено анкетирование жителей нескольких населенных пунктов Ростовской области. Основная работа шла в станице Кагальницкой. Студенты с интересом разговаривали с рабочими, фермерами, домохозяйками, узнавали их мнение о газете "Крестьянин" и о работе прессы вообще, а заодно выслушивали многочисленные упреки в адрес властей и жалобы на тяжелую жизнь. Всего было опрошено около 300 человек. Это был хороший практический урок не только по сбору эмпирических данных, но и по умению общаться с любым человеком в любых условиях.
          Наконец, в сентябре, после всех хлопот по оформлению виз и введению данных читательских анкет в компьютерную программму SPSS (а, как это обычно бывает, в самый ответственный момент начались проблемы с компьютером), 8 студентов, представитель редакции и преподаватель-руководитель группы выезжают в Дортмунд. Надо сказать, что для 6 студентов это был первый в жизни выезд за границу, поэтому впечатления оказались очень сильными. Но главное, естественно, это работа. Объем задач, которые поставили перед группой немецкие преподаватели, вначале показался непосильным. За 10 рабочих дней нужно было прослушать лекции по SPSS, освоить на практике эту программу, провести анализ, обобщение и интерпретацию всех данных, полученных по анкетам читателей газеты "Крестьянин", выработать рекомендации для редакции и подготовить серьезный научный отчет для ДААД. И все это на немецком языке. При этом студенты должны были делать все сами, преподаватели только время от времени консультировали. Естественно, что к концу срока рабочего дня с 9 до 18 уже не хватало, поэтому приходилось делать заготовки для отчета и дома по ночам. Несмотря на все трудности результат получился хорошим. Немецкие коллеги честно признались, что в первые дни были очень обеспокоены ходом работы, но в итоге все остались довольны. Наши студенты сумели освоить программу, которую мало кто знает у нас, но на которой активно работает весь Запад. То есть основные задачи этапа - учебно-дидактические - были решены.
          Редакция газеты также осталась очень довольна. Коллективу "Крестьянина" были представлены результаты проведенного анализа читателей. И хотя некоторые журналисты вначале ставили под сомнение те или иные выводы (иногда они были достаточно неожиданными или не очень приятными для газеты), но в итоге согласились со всеми данными. На основе отчета, сделанного нашей группой, в "Крестьянине" было опубликовано 3 серьезных материала, скорректирована тематика газеты, изменено ее оформление, сформированы новые принципы редакционного маркетинга. Практический результат налицо.
          Работа по этому этапу нашей программы партнерства с Институтом журналистики Дортмундского университета почти закончена. Но уже полным ходом идет новое исследование. Сейчас группа преподавателей, аспирантов и студентов факультета разрабатывает проблему "СМИ и выборы". Работа в полном разгаре.

Вернуться в содержание Вверх страницы Следующий материал

Школьное образование в контексте культуры [Е.Бондаревская]

Одаренные дети [Б.Вольфсон]

Дистанционные технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании [Н.В.Толстик, В.И.Невзорова]

Проблемы журналистского образования [А.Станько]

Кооперационные межвузовские объединения [Н.Пелихов]

Организация международного сотрудничества в системе высшей школы: хобби, обязанность или высокопрофессиональная работа? [Н.Пелихов]

Гуманитарное и узкопрофессиональное в подготовке специалиста [В.О.Пигулевский]

Формирование инновационной культуры вузовской молодежи в процессе обучения [В.И.Кузнецов]

Как стать профессионалом внутренней службы? [А.Скрынникова]

Некоторые проблемы образовательного потенциала Юга России [А.В.Паршин, А.П.Кожанов]

Цель - создание творческой личности [Г.И.Королев]

Новые технологии обучения менеджеров для рынка недвижимости [В.В.Смирнов]

Проблемы подготовки экономических кадров [В.Золотарев]

Преподавание переводческих дисциплин на отделении романо-германской филологии [А.Норанович]

Проблемы экологического образования на пороге XXI века [Н.Г.Родзянко, В.Г.Игнатов]

Новые информационные технологии обучения в Ростовском государственном университете [Л.Крукиер]

О проблемах компьютерного и сетевого образования [А.Акопов]

Колледж автоматизации и технологии Ростовской государственной академии сельскохозяйственного машиностроения [В.Герасименко]

Ростовский базовый медицинский колледж [В.Солопова]

Это надо знать при поступлении [М.Писаренко]

Тринадцатый факультет - счастливый [А.Гарматин]

Из школы в вуз [И.Звездина]

Чем быстрее - тем лучше [А.Скрипниченко]

Новые вакансии [Н.Шопен]

Конференция преподавателей английского языка [А.Скрипниченко]

Положение во гроб [И.Шеина]

Давайте возводить мосты! [И.Звездина]

Удар по будущему России [В.Сендеров]

Студент Бедный и студент Богатый [Е.Бойко]

Дороги, которые мы выбираем [Я.Яваева]

Профессия - репортер [Е.Маскаева]


№ 24 [30] 21 декабря 1999 г. Вернуться в содержание