Кирилл Кучеров,
аспирант кафедры средств массовых коммуникаций
Ростовского госуниверситета
Кирилл Кучеров

Обзор литературы по проблеме менеджмента СМИ

рудно переоценить значение и актуальность исследований в области теории и практики менеджмента СМИ в современной России.
      В отличие от западных и особенно американских научных школ, в которых давно существуют исследования в сфере управления средствами массовой информации, российская база в этой области только начинает развиваться. Пока из отечественных исследований можно назвать лишь книги С.М.Гуревича "Редакционный менеджмент", "Экономика средств массовой информации" т.д." [1], работу А,Б.Зверинцева "Коммуникационный менеджмент PR" т.д." [2], монографию В.В.Ворошилова "Менеджмент средств массовой информации" и его учебное пособие "Журналистика", в который включен аналогичный раздел т.д." [3]. Все эти работы, собственно, представляют собой учебные пособия для студентов отделений журналистики, где даны общие определения явления менеджмента и делаются первые попытки анализа российской практики в этой области; при этом авторы во многом основываются на зарубежном опыте. Данные монографии затрагивают отдельные аспекты комплекса управленческой деятельности в СМИ. С.М.Гуревич рассматривает менеджмент через призму экономики - как составляющую рыночного выживания СМИ. А.Б.Зверинцев анализирует социально-психологическую сторону менеджмента, выраженную участием в процессе коммуникации, общения с аудиторией, создания общественного мнения. В.В.Ворошилов обращает внимание на конкретные навыки, приемы поведения журналиста, менеджера, редактора как единиц в структуре управления внутри редакции.
      Таким образом, не существует общего представления о многообразии и многосложности проблем, решаемых наукой управления, нет четкой связи между задачами менеджмента как такового и спецификой его применения в СМИ. Нельзя не отметить, что в этих работах вопросы телевизионного менеджмента вообще не рассматривается. В последние годы стали появляться разрозненные статьи в специализированных журналах, посвященных СМИ, сборниках материалов научных конференций, семинаров, в том числе и в сети Интернет. Среди них можно выделить работы В.В.Тулупова, специализирующегося на рекламе и дизайне прессы т.д." [4], А.Агатова т.д." [5], А.Гребенникова т.д." [6], А.Панкина т.д." [7].
      Компенсировать недостаток отечественных исследований в какой-то мере могут разработки ряда международных организаций, которые поставили перед собой задачу оказать менеджерам российских СМИ теоретическую и практическую помощь. Среди них можно назвать компанию "Интерньюс", Центр Оксфордского университета. Работу по созданию исследовательской базы в области менеджмента СМИ на территории бывшего Советского Союза и выработке конкретных рекомендаций по улучшению управленческой деятельности в СМИ, в частности, телевидении, уже ведет Европейский институт СМИ (Дюссельдорф). В двух отчетах, опубликованных институтом после проведенных им исследованиях - "СМИ в СНГ"(1997) т.д." [8] и "Медиа-менеджмент в СНГ" (1999) т.д." [9] - европейские исследователи провели обзор современного состояния СМИ в странах СНГ и предложили ряд методов по улучшению медиа-рынка и более эффективному управлению СМИ.
      Понимая, что для помощи менеджерам российских СМИ необходима прочная теоретическая и практическая основа, исследования в области управления СМИ, зарубежные научные школы, работающие над этой проблематикой, готовы не только давать рекомендации менеджерам российских СМИ, но и обучать их в научных центрах (например, на факультетах и отделениях журналистики университетов). Ведь, как утверждает Джим Уиллис, один из крупнейших современных исследователей менеджмента СМИ, "гораздо важнее менеджеру СМИ быть журналистом, имеющим недостаток знаний экономики, чем дипломированным экономистом-управленцем, не знающим специфики журналистской деятельности" т.д." [10].
      Один из характерных примеров такой помощи - серия семинаров, проведенный в Москве в 1994 году по проблемам эффективного управления телевизионными станциями и появившийся в результате этого обсуждения сборник статей "Творческий телевизионный менеджмент" т.д." [11]. Ценность этой работы в том, что впервые для отечественного читателя обозначается круг проблем собственно ТВ-менеджмента, и все статьи выдержаны в русле практических рекомендаций, соотнесенных с российскими реалиями. Но поскольку книга нацелена на практические советы, теоретических обобщений здесь немного.
      Поэтому базовыми работами для изучения мировой теории и практики менеджмента СМИ могут служить такие издания, как "Стратегический менеджмент в газете" Конрада Финка т.д." [12], или книга Джима Уиллиса, написанная в соавторстве с Дайаной Б.Уиллис, - "Новые направления менеджмента СМИ" т.д." [13], где авторы анализируют традиционные модели менеджмента, этапы его становления, и на этой основе стремятся охарактеризовать последние тенденции менеджмента СМИ, варианты его развития в будущем. Кроме того, для анализа современного положения на рынке российских СМИ и тенденций отечественного медиа-менеджмента полезными могут оказаться публикации У.Данкерли в журнале "Среда", а также уже названные выше отчеты Европейского института СМИ и российское исследование "Концентрация СМИ: власть и пресса" т.д." [14], предпринятое в 2000 году центром "Право и СМИ" при Московском университете.


1. Гуревич С.М. Редакционный менеджмент. М.,1997; его же: Экономика средств массовой информации. М./1999. Вернуться в текст
2. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент PR. С-Пб./1997. Вернуться в текст
3. Ворошилов В. В. Менеджмент средств массовой информации. С-Пб./ 1999; его же: Журналистика. С-Пб.,1999. Вернуться в текст
4. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996; его же: Газета как товар в комплексе маркетинга// Акценты. Воронеж/ 1997. №№3-4; его же: Модели менеджмента в журналистике//Российская журналистика конца XX-го столетия: власть прессы или пресс власти. Воронеж,1997; его же: Принципы и правила маркетинга и менеджмента современной журналистики//Журналистика -реклама - связи с общественностью. Мат-лы науч.-практ.конф. Воронеж,2000. Вернуться в текст
5. Агатов А. Творческие аспекты продвижения телеканала// Менеджмент и практика маркетинговой деятельности электронных СМИ. Мат-лы науч.-практ. конф. М.,1999. http://www.nat.ru/news/9.html Вернуться в текст
6. Гребенников А.Н. Измерение аудитории СМИ в России// Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996, №1. Вернуться в текст
7. Панкин А. Новая эра почти наступила//Среда.1998. №1. Вернуться в текст
8. Media in the CIS. The European Institute for the Media. Dues-seldorf, 1997.http://www.internews.ras.ru/books/media/ Вернуться в текст
9. Media Management in the CIS. The European Institute for the Media. Duesseldorf/1999. http://www.internews.газ.ru/books/mediamanagement/ Вернуться в текст
10 Jim Willis, Diane B.Willis. New Directions in Media Management. Boston.1993. P.181. Вернуться в текст
11 Семинары проводились компанией "Интерньюс" в Москве, и в них приняли участие представители двадцати пяти независимых телестанций городов СНГ и шесть менеджеров и телевизионных экспертов из США. Вернуться в текст
12 Conrad C.Fink. Strategic Newspaper Management. Allyn & Bacon, 1996. Вернуться в текст
13 Jim Willis, Diane В.Willis. New Directions in Media Management. Boston.1993. Вернуться в текст
13 Концентрация СМИ: власть и пресса.
http://www.medialaw.ru/publications/books/concl/index.html
Вернуться в текст
Монгольское телевидение: динамика перестройки [С.Энхцэцэг]
Важнейшие этапы становления теории менеджмента СМИ [К.Кучеров]
Основные принципы современного телевизионного менеджмента [К.Кучеров]
"Частным лицом и на частные средства": "Кубань" купца Мойсеенко [Ю.Лучинский]
Издания для женщин как часть элитарного журнального сегмента на российском рынке СМИ [Е.Пленкина]
Альманах как социокультурный тип периодики [И.Прохорова]
Проблемы типологии женских изданий [Е.Пленкина]
Жизнь и необыкновенные приключения курочки Рябы [С.Шипунова]
От проблем практической журналистики - до проблем журналистской науки и образования[В.Тулупов]
Журналистское расследование: поиски жанра [А.Станько]
Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории Деятельность редакции по выяснению информационной потребности аудитории [Ю.Романова]
Еще один научный журнал по журналистике [А.Акопов]
Современный российский журнал для женщин "Она"[Н.Лужняк]
Мужской журнал XXL [Е.Болгова]
Научная фантастика, пресса и окружающая действительность[Д.Романов]
Журналистика и фантастика как полигоны виртуальной реальности [Д.Романов]
Второе заседание Южно-Российского отделения УМО по специальности "журналистика" [О.Карслидис]
Пресса Сбербанка России [А.Коровка]
Пресса города Невинномысска [А.Сергеенков]
Анализ ситуации на российском информационном рынке [Ю.Коханова]
Региональные СМИ как фактор демократизации российского общества [В.Тулупов]
Обзор периодических изданий г.Шахты [Е.Седлак]
"45-я параллель" [М.Сутулова]
Промоушн периодического издания на информационном рынке [Ю.Коханова]
Петербургское ТВ: от политизированности к партийности [С.Корконосенко]
Первые армянские газеты в Нахичевани-на-Дону [Е.Ахмадулин]
Давайте создавать традиции [Н.Филимоничева]
О литературной критике в современной отечественной периодике [Ю.Уракчеева]
С.М.Киров о литературе и театральном искусстве [В.Боянович]
Интерактивное телевидение в мире и в России [Р.Спорышев]
"Повеса": уже пять лет в России [Ю.Уракчеева]
Первые сатирические журналы на Дону [Е.Ахмадулин]
Россияне помнят, что такое цензура [ФОМ]
Век живи - век учись [Т.Засорина]
"Stereo & video" и "Hi-Fi & music" - путеводители по миру музыкальной техники [О.Гордеева]
Система жанров радиожурналистики [В.Смирнов]
Основные тенденции развития журналистики Кыргызстана [Н.Аманкулова]
Донская учительская периодика в начале 20-го века [Е.Ахмадулин]
Первые шаги монгольского телевидения [С.Энхцэцэг]
"Приазовский край" - первая региональная газета на Дону [Е.Ахмадулин]
ЕПК сеет доброе, вечное [А.Станько]
Первая газета Таганрога [Е.Ахмадулин]
Экстремальная журналистика [В.Тулупов]
Пресса конституционных-демократов на Дону [Е.Ахмадулин]
Из истории демократической печати на Дону [Е.Ахмадулин]
Ежедневные газеты Польши в 90-е годы [М.Геруля]
Арабское спутниковое телевидение в 1990-е годы [М.Нехад]
Компьютерные издания Ростова [П.Чуков]
Жанры в теории и практике журналистики [Л.Шибаева]
Этические проблемы "расследовательской журналистики" [Л.Чиликина]
Научно-популярный журнал "Здоровье" [О.Морева]
Ценовая политика изданий, выходящих в Ростове-на-Дону [Ю.Козлова]
Разноликая журналистика в зеркале научного журнала [Е.Ахмадулин]
О правовом регулировании рекламы в СМИ [М.Давыдова]
Творческий портрет в зеркале времен [И.Звездина]
Покупатели ростовских еженедельников: мотивация, информационные интересы, социальная демография [С.Гунькина]
Французский журнал "Экспансьон" на рынке деловой прессы [А.Ханова]
Конкурс юных журналистов [С.Коняшин]
Рынок радиорекламы в Ростове [Е.Болгова]
Новый жанр публицистики [Л.Чиликина]
Читательская аудитория газеты "Крестьянин" в зеркале социологии [А.Беспалова, Л.Ринсдорф]
"Журналист должен уметь удивляться" [Д.Буткевич]
Откуда произошла газетная "утка"? [А.Акопов]
Четыре недели в школе Владимира Познера [Н.Дзнеладзе]
Как корабль назовете [П.Коваленко]
О доступе к информации для журналистов [А.Жукова]
Ростовский курьер [В.Никольская, Е.Рыжкова]
Деловой еженедельник "Город N" на рынке ростовской прессы [Т.Засорина & Co.]
Монгольское телевидение: современное состояние и проблемы развития [С.Энхцэцэг]
Американское телевидение как вид индустрии [Ю.Самойленко]
Сериал "Ласточка" - гордость Ростова [И.Звездина]
Телесериал или книга: возможен ли компромисс? [А.Скрипниченко]
Журналисты "Дон-ТР" получают призы и "просто делают новости" [А.Скрынникова]
Мечта или тяжелая работа? [А.Скрынникова]
Американские радиопрограммы последней четверти ХХ века [Ю.Самойленко]
Ди-джеи, молчите, вы в эфире! [Р.Чураков]
Вернуться в содержание Вверх страницы
На обложку
Следующий материал