Анна Колобова
Кто будет петь в третьем тысячелетии
|
|
сероссийским фестивалем детского хорового искусства "Певчие третьего тысячелетия" завершился форум "Христианство и мировая музыкальная культура", посвященный 2000-летию христианства. Концерты фестиваля проходили в Большом зале Ростовской филармонии 4 - 7 декабря. Участники - детские хоры из Москвы, Нижнего Новгорода, Владикавказа, Ростова и городов Ростовской области - исполняли русскую и западноевропейскую духовную музыку.
- Танеев и Рахманинов считали себя атеистами. Но любой священник скажет вам, что их рукой водил сам господь Бог,- говорит один из организаторов фестиваля, проректор Ростовской консерватории, кандидат искусствоведения, профессор Сергей Александрович Тараканов.- Мы ни в коем случае не вмешиваемся в вопросы вероисповедания наших учеников. Но само вхождение в духовную музыкальную культуру независимо от воли человека особым образом организует его внутренний мир. Меня иногда спрашивают, почему хор лицея при Ростовской консерватории, которым я руковожу, не поет шлягеры. А мы поем! Но когда я предлагаю детям исполнить их на концерте, они говорят: нам больше нравится литургическая музыка.
Тех, кому сейчас больше пятнадцати-шестнадцати лет, мы - увы! - уже потеряли, считает Сергей Александрович.
- У них бывает такой взгляд - я его называю "прозрачным". Смотрят внутрь себя. А дети поменьше, даже из атеистических семей, прекрасно чувствуют церковную музыку. Здесь, конечно, особенно нужен доверительный стиль отношений с педагогом.
- В православном богослужении центром тяжести является слово. Но понятны ли детям тексты древнерусских церковных роспевов?
- А в этом нам помогает иеромонах Амвросий - человек энциклопедических знаний. Он не только помогает детям понять смысл церковного текста, он является для них духовным наставником.
Сам Сергей Александрович, как он говорит, регентует уже пять лет. А впервые пришел в храм в качестве певчего он в 1979 году, еще студентом Московской консерватории. Поэтому он прекрасно знает особенности исполнительского стиля, принятого для церковных песнопений, - стиля, не позволяющего форсировать звук, а стало быть, и перетрудить голосовые связки, что для детей невероятно важно. Его хористы на сцене спокойны, сосредоточены и полностью погружены в исполняемую музыку. Православные песнопения звучат, как и подобает, строго. Более светская западноевропейская музыка - более раскованно и эмоционально. А бриттеновский "Обряд Кэрол" (английские рождественские колядки) показал, что и одаренным детям не чуждо ничто детское, в том числе и способность к самозабвенной игре. (Это так называемый паралитургический, то есть близкий к церковному жанр. Его аналог в православном богослужении - малороссийские народные песни, которые можно услышать в храме во время рождественской службы 7 января). Но в любом случае хористы из лицея абсолютно лишены самолюбования, часто присущего именно очень юным артистам, на которых из зала смотрят любящие мамы и бабушки.
Видимо, это особый вид истинного артистизма, который не всегда возможно воспитать в условиях обычной музыкальной школы. То же можно было заметить и во время выступления титулованной Детской хоровой капеллы из Москвы (руководитель - Мария Струве). Уникальность этого коллектива - в сочетании высокого профессионализма (упомянем хотя бы тот факт, что солист Вадим Дябин - стипендиат фонда Владимира Спивакова) с детской естественностью и непосредственностью. А хоры из Нижнего Новгорода, Владикавказа, Волгодонска, Таганрога и ростовских музыкальных школ показали более привычную, но тоже достаточно интересную манеру детского музицирования.
Опыт ростовского форума "Христианство и мировая музыкальная культура" уникален. Ни в одном из городов России еще не было такого масштабного цикла концертов и научных чтений, посвященных духовной музыке (и шире - духовному мировоззрению). Впрочем, в октябре этого года Ростовский форум переместился в Сочи по просьбе студентов Ростовской консерватории - сочинцев по происхождению. Организаторы сочинского фестиваля признаются, что были определенные сомнения: все-таки город-курорт, жители которого избалованы заезжими эстрадными звездами. Оказалось, зря сомневались. На второй концерт люди приезжали уже из Адлера, Хосты, Кудепсты…
Год 2000-летия христианства подходит к концу. Что дальше? А дальше - повторение пройденного и освоение нового. Например, планируется конкурс детских хоров по певческому оформлению богослужения. Подписав в фестивальные дни договор о сотрудничестве с Ростовской епархией, консерваторцы лишь закрепили на бумаге фактические отношения, существующие уже семь лет.
А занятия в лицейском хоре продолжаются. И у этих детей уже никогда не будет "прозрачного" взгляда…
|
Ограниченные возможности [Г.Болгасова]
Министерство внутренних дел от культуры [А.Колобова]
Ищите клады, господа! или "Пилите, Шура, пилите…" [Н.Огнева]
Трудные времена, веселые моменты [О.Афанасьев]
Озверение или очеловечивание? [А.Колобова]
Загранкомандировка [О.Лукьянченко]
Счастливые совпадения как признак одаренности [А.Колобова]
Второе разрушение града [О.Афанасьев]
Большое Ухо ФСБ… [Н.Лавров]
Разговор о женских правах [Н.Курасова]
Пустите нас в закрытый космос! [А.Спиглазова]
Запоздалая благодарность [Л.Суркова]
Воскресная месса в Ростове [С.Шпагин]
Странное ограбление - на фоне пуска АЭС [Г.Бочкарев]
Я живу в высотном доме, крыша едет у него [Л.Фрейдлин]
Пациент скорее мертв, чем жив [О.Афанасьев]
Утраченное время [В.Левашов]
Слово-то наше - не отзывается… [В.Кисилевский]
"Умученные от жидов" [А.Колобова]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Среда обитания [П.Пономарев]
Фестивали. Там чудеса, там гоблин бродит… [А.Колобова]
Не потопите ковчег! [А.Колобова]
Длиннее жизни богоданный срок [В.Рыльцов]
Заметки на полях [А.Хавчин]
Игры, в которые играют режиссеры [А.Колобова]
Страна больных [О.Афанасьев]
Дом со взрослыми [А.Спиглазова]
"Русский язык мы портим..." [А.Хавчин]
Как прекрасен этот мир! [А.Колобова]
На узеньких улочках с голубыми и лиловыми ставнями [И.Семенова]
Звездный дождь [Н.Мещерякова]
Каждый хамит, постольку и насколько он хам [Г.Павлов]
«Доктор наук, профессор, желает работать васей. Условия по договоренности…» [А.Колобова]
Кто «мы» и какие [В.Сидоров, А.Хавчин]
Коррозия родного языка [Г.Павлов]
Homo sapiens, будь не только разумным, но и добрым! [А.Колобова]
Коридорная жизнь как свойство русской ментальности [Л.Зайцева]
Клондайк Юрия Мельницкого [Л.Фрейдлин]
Иван, который песни пел [В.Наставкин]
Музыкальная культура христианского мира: какие мы разные [А.Колобова]
Еще раз про любовь к английскому [С.Николаев]
Художник, заложник [А.Хавчин]
Страна поэтов [Г.Буравчук]
Диалог о музыкальном образовании и судьбе музыканта [Н.Смирнова, А.Колобова]
О духовности и зеленом винограде [А.Хавчин]
Современная педагогика как она есть (или как ее нет) [А.Колобова]
Линия жизни [Л.Фрейдлин]
Не унизить вымыслом правду памяти [В.Семин]
А.П.Чехов и А.М.Макашов [Л.Григорьян]
Телеглумовы [А.Хавчин]
"Власть была, есть и будет..." А что будем есть мы? [А.Колобова]
Можно продать даже собственную болезнь [В.Кононыхина]
Русский буддизм [М.Коломенский]
По России на электричке [С.Зубрилина]
Он заполнял собой весь мир [В.Таршис]
Мануакальная терапия как метод народного целительства [А.Колобова]
Рассказ И.Шоу "Не район, а кладбище" [перевод С.Николаева]
Что имеем, не храним [Ю.Карпун]
Как мы верим [О.Афанасьев]
Поездка на Грохотун [Н.Старцева]
О чем они пели, когда мы плясали? [С.Николаев]
Мой национальный опыт [О.Афанасьев]
Мифы новой России [О.Лукьянченко]
Все движется любовью... [А.Колобова]
Три века в одном десятилетии [О.Лукьянченко]
Дайте зрителю, чего он хочет [Л.Фрейдлин]
Заметки столетнего [О.Афанасьев]
Ползучий крах [Л.Фрейдлин]
Почетный англичанин из Таганрога [Е.Шапочка]
Кое-что из жизни драконов [А.Колобова]
Театр на всю жизнь [Н.Старцева]
"Когда, пронзительнее свиста, я слышу английский язык…" [С.Николаев]
Наш главный алиментщик [Г.Болгасова]
Исправленному - верить! [А.Колобова]
|